Майдан / Статті  

додано: 20-05-2002
"Объектив-обзор": "План Ющенка" у викладенні Філенка
<A Href="http://www.media-objektiv.com/obzor/obzor.php?id=17">h

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1021855917.html

В прямом эфире телеканалов Симон и Эстет - Объектив-обзор. В студии - Зураб Аласания, добрый вечер.

«Пивной путч», или «Бунт черных полковников», или «Ползучий переворот». Это я пытаюсь по аналогии подобрать подходящий эпитет к тому, что происходит на наших глазах в Верховной Раде Украины. Но прихожу к мысли, что к этому больше подойдет определение «Бархатная Революция», или даже «Пражская весна».

Парламент в первые дни работы, как предполагалось, должен был вынести вверх на волне консультаций спикера и его замов. Но четыре дня спустя парламентарии обнаружили, что оказались в патовой ситуации. Ни один из четырех изначально предлагавшихся пакетов не прошел. И тут блок Виктора Ющенко «Наша Украина» вбросил подготовленый за одну ночь документ, который, полагаю, лишит полноценного сна и отдыха на этих выходных множество политиков и политологов. Подробности спикериады и документа под названием «Системные изменения» в сегодняшней программе после сокращенного обзора событий прошедшей недели в Харькове и вокруг него.

...

Все последующие дни недели Верховная Рада Украины решала, кто же будет рулить страной из кресла спикера и его заместителей. Ничего так и не решила, но сам процесс был весьма любопытным. Один из непосредственных участников процесса сегодня присутствует в нашей студии в качестве эксперта. Владимир Филенко, народный депутат из команды «Нашей Украины».

...

<b>Аласания: </b>Здравствуйте, Владимир Филиппович. Ну, вот так, Владимир Филиппович. Не было ли каких-нибудь неточностей в том, что Вы увидели?

<b>Филенко: </b>Здравствуйте, Зураб. По большому - нет, информация соответствует действительности, и ключевая арифметика названа правильно. У меня вот ощущения - я уже неоднократно избираюсь в Верховный совет, и мне показалось, что я впервые не в Верховном Совете, а все-таки в Парламенте. Потому, что голосования были настолько прогнозированые, насколько фракционные, насколько системные, что это приятно удивило.


<b>Аласания: </b>Рад слышать, но я бы хотел вернуться чуть раньше. Начнем с предвыборной ситуации. Цитата будет лидера блока «Наша Украина» Виктора Ющенко.

ЦИТАТА:

<i>"Мы уверены, что местное руководство, которое дискредитировало себя во время выборов, должно пойти в отставку. Блок "Наша Украина" будет инициировать увольнение с должностей глав 17-ти из 25-ти областных госадминистраций, допустивших массовые нарушения в ходе прошедших выборов.

Виктор Ющенко, выступление перед депутатами от "Нашей Украины"
</i>

Скажите, Владимир Филиппович, значится ли в этом расстрельном списке Харьковский губернатор Евгений Кушнарев?

<b>Филенко: </b>На сегодня речь идет на 4 областях; если говорить реально, то было прогнозное политическое заявление на некую перспективу; на сегодная «Наша Украина» говорит о 4 облстях. Харьковская область там пока не присутствует.

<b>Аласания: </b>В этих 4 она не присутствует?

<b>Филенко: </b>Не присутствует....

<b>Аласания:</b> Хорошо, уточнять не будем… Теперь непосредственно к спикериаде.

Когда стало понятно, что ни один из пакетов не проходит, но пакет объединенных эсдеков «Литвин-Мартынюк-Зинченко» набирает двести девять голосов, Юлия Тимошенко заявила следующее, цитирую:

ЦИТАТА: <i>Может произойти «сдача» 20 голосов от фракций коммунистов или «Нашей Украины» в пользу фракции «Единая Украина» для того, чтобы последние смогли «провести» свои кандидатуры в руководство парламента.

Юлия Тимошенко, заявление для прессы
</i>

Возможно ли, Владимир Филиппович?

<b>Филенко: </b>Да, теоритически возможный вариант, но если бы он был возможен - то он был бы возможен уже. На счастье, на сегодня все-таки дептаты жестко придерживаются фракционных позиций.

Есть золотая акция у коммунистов, но они на раздорожье, они стоят на очень серьезном шпагате и у них трещит по швам в самом неподходящем месте, потому что, вроде бы, они могли бы решить исход дела, но им вроде бы с «Нашей Украиной» как-то «неудобняк», потому что те центры, которые реально ими руководят - один здесь, на Украине, а другой - в соседнем государстве, им рекомендуют настоятельно с «Нашей Украиной» дела не иметь.

И вроде бы с «Единой Украиной» они ... им тоже «неудобняк», вроде же оппозиция, какая-никакая - но оппозиция. Вроде бы они понимают, что и здесь у них не выходит, тем более, у Симоненко будет очень серьезный съезд, с возможными оргвыводами, 25 мая, и единственный аргумент, который они могут положить на стол - это перевое место спикера Верховного совета. Вот они пока доводят ситуацию вот до такого....

Может быть, сдадутся «Едина Украина» и «Наша Украина» на спикериаде коммунистов, потому что компартия очень серьезно проиграла на этих выборах, она потеряла половину депутатского корпуса. Это очень серьезное поражение, и Симоненко будет сложно объяснять, почему это произошло; ему прийдется отвечать на вопросы, почему они никакую оппозицию заняли во время кассетного скандала; и многое-многое другое.

Вот с коммунистами пока ситуация такая. А без них них арифметика такая, если говорить все-таки о том, что ключевое противостояние в Парламенте и вне Парламента на сегодня происходит между фракциями, скажем так, двух Украин - «Нашей Украины» и «Единой Украины», то второй вариант выхода - это возможность некоего компромисса между этими двумя мегафракциями.

<b>Аласания: </b>Как выглядит компромисс?

<b>Филенко: </b>Ну, компромисс мог выглядеть по разному, скажем так, или бы какая-то из фракций соглашается на спикерство представителей своих оппонентов, или же находится кондидатура человека, который в той или иной степени может устроить эти две фракции. Вот в связи с этим я бы не торопился ставить крест на предыдущем руководстве Верховного совета, имея в виду Ивана Степановича, ну, и нашего земляка Гавриша. Вот эти люди - в той или в иной степени - могут устроить два блока. Но проблемы есть на сегодня еще в том, что фракция «Заединая Украина», которая, скажем так, неадекватными методами была раздута на сегодня в Верховном Совете - может мы об этом поговорим позже, если будут такие вопросы.

Принципиально важно, чтобы спикером стал Литвин. Именно Литвин, потому что Литвин, как говорил наш великий сатирик Аркадий Райкин, «олицесотворяет» в Верховном Совете не перст Божий, если не перст Божий, то как минимум перст Президента.

И якобы избрание Литвина для данной властной фракции есть принципиальным моментом, единственным моментом, на котором они хотят стоять - и стоять до конца. Вот вроде бы тогда можно будет объяснить 12%, которые набрала «Заединая Украина», на самом деле превратились в какой-то чудодейственный способ, этот чудодейственный способ называется прежде всего налоговая полиция.

Вот превратилась в фракцию 175 человек. Якобы, вот, плюс социал-демократы и совсем немножко, действительно, здесь Юлия Тимошенко права, надо бы было бы им добрать, то есть, они ближе всего подобрались к спикерской булаве. Хочу обратить внимание, что практически «Единая Украина» в Верховном Совете не выиграла ни одного голосования. По другим вопросам, наоборот, срабатывала четверка других фракций, когда объединяли свои голоса «Наша Украина», Блок Тимошенко, социалисты Мороза и коммунисты. Например это произошло по голосованию по колличеству коммитетов. Произошло, по голосованию возможного изменения количества депутатов, необходимого для создания фракций, то примерно - ну, не примерно , а точно - голосами в 230 - 231 голос, такие решения проходили, то есть, если бы эти 4 фракции соединили свои усилия в спикерском вопросе, то мы уже бы могли получить тоже спикера.

<b>Аласания:</b> Благодарю за такой… расширенный ответ. Теперь документ под кодовым названием «Системные изменения». Так вот. Вы его ни разу не упомянули. Насколько я знаю, это в последний день было вброшено и имело эффект разорвавшейся бомбы.

Вот его первый пункт:

«Стороны объединяют свои усилия для обеспечения проведения экономических, социальных, политических и правовых преобразований в украинском обществе. С этой целью Стороны создают коалицию и распределяют между собой посты в руководстве Верховной Рады и комитетах ВР».

Говоря о коалиции, документ имеет в виду не только четверку «Наша Украина», КПУ, БЮТ и Соцпартия, так? А кто еще может теоретически войти в эту коалицию?

<b>Филенко: </b>В данном случае мы имели в виду все 6 фракций, которые есть в Верховном Совете, и мы предложили, как выход из патовой ситуации, которая сложилась в Верховном Совете.

Такой, я бы сказал... временное такое перемирие. Когда все депутаты через свои фракции получают доступ к формированию руководящих органов Верховного Совета, как президиума, как такового из 3-х человек, так и распределение Парламентских комитетов, заместителей секретарей и так далее Но в этом документе есть вещи, а точнее, очень серьезный раздел, который касается не только, даже не столько Парламента, а имеется ввиду исполнительная ветвь власти - не только на центральном уровне, но и на уровне регионов.

<b>Аласания: </b>Мы сейчас к этому обязательно перейдем. С Вашего позволения, три следующих пункта «Договора о коалиции» предлагают разделение между членами коалиции постов внутри Парламента и распределение тех постов вне Парламента, которые утверждаются Верховной Радой: Счетная палата, уполномоченный по правам человека, совет Нацбанка, Нацсовет по телевидению и радиовещанию, Конституционный суд и так далее.

А не членам коалиции ничего не светит?

<b>Филенко: </b>Ну, на самом деле интрига как раз и есть в том, что мы, по большому счету, предложили этот документ подписать фракции «Единая Украина», потому что если произойдет подписание этого документа фракцией «ЗаЕДУ»...

<b>Аласания: </b>То она благополучно развалится…

<b>Филенко: </b>Ну, это само собой, она развалится в любом случае. Я хочу сказать здесь был бы некий такой, ну, я хочу избежать термена «диктат». Ну, некое такое, как... предложение, от которого другие не могли бы отказаться. То есть, если они учавствуют в более мелкой фракции, то тогда всем понятно, что две самые большие фракции на самом деле делят все сами. Потому что количество депутатов практически на уровне конституционного большенства в Верховном Совете, остальные на самом деле с моей точки зрения должны были бы согласиться и организационно, и политически. Тем более, что данный документ - он в меру сил и возможностей идеологизирован, больше выглядит как организационно-технический механизм.

<b>Аласания: </b>Владимир Филиппович, но там все не так просто... 6-м пунктом предполагается законодательное урегулирование Парламентского большинства и оппозиции. Для этого нужно вносить изменения в Конституцию, да? Получается как в анекдоте: начали с избрания спикера, а закончили переменами в Конституции. Плохую систему решили менять, начиная с парикмахерской, так?

<b>Филенко: </b>Так. Более того, эти разговоры не новые, как Вы знаете, и как знают наши слушатели, тема перераспределения полномочий в треугольнике "Президент-Парламент-Кабмин" муссируется в украинском политикуме давно, с большей или меньшей степенью активности; особенно активно она дискутировалась во время кассетного скандала. Если говорить о моей точке зрения, то я есть сторонник таких изменений - с увеличением доли Парламента в благородном деле формирования Кабмина.

И я здесь хотел сделать акцент на обратной стороне медали - не для того, чтобы депутаты участвовали в назначении в Кабмин, а для того, чтобы между Кабмином и Парламентом существовала идеологическая и политическая взаимосвязь.

Главный признак демократического государства - это распределение властей. Но есть какая-то целостность власти, как таковой. Так вот, целостность власти обеспечивается как раз наличием политических команд в разных ветвях власти, которые имеют собственную компетенцию.

<b>Аласания:</b> В данном случае речь идет об одной коалиции, которая будет... впрочем, продолжим по пунктам.

Седьмой пункт Договора, о пропорциональной системе выборов в Верховную Раду. То есть, теперь никаких мажоритарных округов, все выборы - по партийным спискам, так я понимаю? Много ли сторонников в Парламенте у такой системы?

<b>Филенко: </b>На самом деле, их все больше и больше, скажем так, и их будет все больше и больше.

Я не сомневаюсь, что один из ближайших или один из первейших законопроектов - "першочерговіх", українскою мовой - который будет рассматриваться Верховным Советом - это как раз закон о выборах.

Я думаю, что сегодня еще Кучма в состоянии наложить на него вето, но ближе в президентской кампании, а тем более ближе уже к следующей парламентской кампании - я здесь оптимист, я почти уверен, что так и будет, что мы получим чисто пропорциональный закон.

И это правильно и справедливо, более того, на фоне той ситуации, которая есть сейчас в Верховном совете, когда очередной раз мы с вами есть свидетелями, как депутатов - мажоров, мажоритарщиков - ну, пытаюсь обойти слово "загоняют", ну, рекомендуют настолько настоятельно входить в одну единую фракцию, мы это видим, вот фракция "За еду" набрала по списку 35 человек, а фракция имеет 175, значит, 140 депутатов-мажоритарщиков, более половины, вдруг ни с сего ни с того проявили огромнейшее желание идти именно в эту фракцию. Мы знаем почему, об этом говорилось многократно, и последнее "ноу-хау": в Парламенте поговаривают, что есть закрытое распоряжение Кабмина о системных проверках бизнеса депутатов, которые не входят во фракцию "За Единую Украину". Есть случаи, когда предприятия депутатов поверяются по 15 раз за месяц - сами понимаете, что это такое. Но здесь наверное Президент и его окружение - в частности, Литвин - не понимают простую вещь: что то, чем они сегодня занимаются - о!
ни занимаются унижением людей, и я хотел обратить внимание, что это люди - депутаты, народные депутаты. Они обидятся, вне сомнения, они обидятся, как они обиделись в свое время на НДП, фракция которой насчитывала 96 человек, а закончила Парламентскую карьеру, скажем, в предыдущем Парламенте, числом не то в 14, не то в 13 депутатов.

<b>Аласания:</b> То есть, отольются кошке мышкины слезы, так? Ок, следующим пунктом, восьмым, «Договор» разводит во времени выборы Президента, Парламента и местные выборы. Какие аргументы у такого развода?

<b>Филенко: </b>На самом деле аргумент ключевой - защитить государственную систему, систему власти в целом, от резких перепадов, потому что во время одних выборов, если они одновременно, могут произойти очень радикальные изменения. А когда меняется часть, то есть возможность более плавного перехода, ну, я бы сказал, некий элемент стабильности.

<b>Аласания:</b> Система более устойчива, да?

<b>Филенко: </b>Система более устойчива, и не исключено, что в какой то отдаленной исторической перспективе мы перейдем к частичному переизбранию Парламента, как это делается во многих государствах.

<b>Аласания:</b> Вот даже как. Следующим пунктом предполагается подчинить Налоговую администрацию и Таможню Парламенту. Как по Вашему, Леонид Данилович добровольно согласится, или его придется попросить?

<b>Филенко: </b>Вне сомнения, он не согласится, он с этим не согласится практически никогда, но мы об этом заявляем.

<b>Аласания:</b> Угу. Слудующий пункт - ча0с от часу не легче - сокращение количества областей Украины. Когда будете сокращать, Владимир Филиппович, не забывайте о том, что Вы- харьковчанин, хорошо? Сколько...

<b>Филенко: </b>Нет-нет, мы к Харькову прирежем чего нибудь...

<b>Аласания:</b> Понятно. Желательно Белгород. Следующий подарочек...

<b>Филенко: </b>Извините, это международный скандал будет, мы не имем право так говорить...

<b>Аласания:</b> Хорошо, не будем. Тогда еще один подарочек Президенту и губернаторам - пункт 11, по которому губернаторы будут не назначаться Президентом, а избираться народом. Вот уже 25 мощных врагов у Договора есть…

<b>Филенко: </b>Почему 25, намного больше. Во-первых, губернаторы и ближайшее окружение, а мы забывам еще о районных администрациях, а там народу еще побольше. Но Вы знаете, мой личный опыт, даже последней избирательной кампании - вот, в Чугуев я выезжал разбираться с тем конфликтом, который происходит вокруг выборов мэра - ну, разные люди, Вы знаете, вот те, которые прошли выборы - и мэры, и губернаторы - они постановочно разные люди, даже если они разных идеологий, я не это имел в виду.

Они могут быть членами одной партии, но это разные люди по подходам, по оценкам, если хотите, по постановочному пониманию проблемы и путям их решения. У них и психология разная. Человек, который избран избирателями, и прошел горнило избирательной кампании, он понимает - тем более, если он хочет еще и на следующие выборы выходить - ну, хочет или не хочет, он вынужден просто, а дай Боже, если он еще и хочет - думать о своих избирателях. То есть, он вынужден смотреть, извините, что я так скажу, вниз.

Губернатор, или районный глава администрации - он зависит персонально от одного человека. То что "отам" это делается (показывает вниз), "ото" какие-то проблемы, они там так далеко, они сердцем не чувствуются, понимаете? Он знает, что он должен услужить тому, кто его назначил.

В конкретном случае, глава райадминистрации практически полностью зависит от воли губернатора, а губернатор, сами понимаете, полностью зависит от решения Президента, что мы с Вами видим и в последнее время, как Президент, видимо, спиным мозгом чувствовал появление вот таких вот предложений, что давайте мы сообща посмотрим, где кого и как ставить, стал очень быстренько самостоятельно назначать, особенно в тех областях, где "Еда" с треском проиграла выборы.

<b>Аласания:</b> Хорошо. Аппетиты растут от пункта к пункту. В 12 предполагается, что председатель СБУ и Генпрокурор должны назначаться по представлению Верховной Рады. Явное пренебрежение интересами Гаранта Конституции...

<b>Филенко: </b>Да, ну, мы хотим разгрузить немножко Президента, у него очень много обязанностей, очень много ответственности, он не всегда с этим справляется. Коллективное решение зачастую защищено от грубых ошибок, как это бывает в ситуации с единоличным решением. Вот...

<b>Аласания:</b> Одна голова хорошо, а Парламент лучше...

<b>Филенко: </b>А Парламент лучше.

<b>Аласания:</b> Тринадцатый пункт отнимает у Президента, ну, уже практически исподнее: коалиция намерена формировать Кабинет Министров Парламентским большинством. Это, кстати, тоже требует вмешательства в Конституцию, нет?

<b>Филенко: </b>Знаете, с одной стороны это требует, а с другой стороны - можно и не очень.

Во многих конституциях демократических государств нету вот таких вот записей прямых. Тем не менее, Парламент формирует правительство. Точнее, тот, кто де-юре, якобы, назначает правительство - в одних случаях это монарх, в других случаях это Предзидент - они всегда учитывают реальные результаты Парламентских выборов. И по этим результатам - обязаны они по конституции, или не обязаны - они делают именно так, потому что они прекрасно научены предыдущим демократическим опытом, и они совершенно прекрасно понимают, что если нет спайки Парламента и правительства, то это гиблое дело, извините, я употреблю непарламентский термин - тогда будут кранты и Президенту. Если Кабмин..э..э правительство, извините, будет плохо работать.

Поэтому пытаются достигнуть некоей такой идиллии. Мы знаем прекрасно случай, когда один депутат переходил с большинства, скажем, в оппозицию и падало все правительство. Притом, моментально там, это как по писанному, это могло быть не писанно, все понимают, что если нет большинства, которое обесечивает поддержку правительства - такое правительство эффективно работать не может, потому, что правительству нужны те законы, которые оно считает нужным на сегодняшний день.

<b>Аласания:</b> Спасибо, давайте посмотрим, что там еще осталось в стороне без присмотра. Центральная Избирательная Комиссия! Ну, вот 14-м пунктом предполагается формирование ЦИК исключительно парламентом…

<b>Филенко: </b>Это вообще не дискутируется. Это очевидно, потому что у нас уже на этих выборах ЦВК выпало из общей логики создания избирательных комиссий. Все комиссии формировались субъектами... выборов, а ЦВК у нас сформирована была ... она там... в Киеве, скажем так. Поэтому она была такой... инородным телом во всей верикали избирателей, но от нее много зависило. И... я... просто... тут и прогноза делать не надо - следующая ЦВК будет формироваться политическими партиями и блоками.

<b>Аласания:</b> Независимо от того, пройдет ли этот документ…

<b>Филенко: </b>Да, да...

<b>Аласания:</b> Кстати, тот же пункт содержит большое огорчение для харьковских депутатов прошлого созыва: «Наша Украина» предлагает упразднить Киев и Севастополь как отдельные государственно-территориальные образования. Плакала мечта харьковских депутатов об особом статусе города.

<b>Филенко: </b>Ну, для этого надо, чтобы этот документ был принят, а для того, чтобы Харьков получил статус, там надо действительно вносить изменения в Конституцию.

Я не хочу не в коий способ обидеть, там, чувства харьковчан, но хочу сказать, что вот такое местное решение, что это был, к сожалению, дешевый местный избирательный популизм, не более того.

Он не в коей мере не был оправдан не экономически, не по какой-то другой необходимостью. На самом деле эти вопросы решаются в другой совершенно способ, они решаются через бюджетный кодекс.

<b>Аласания: </b>Кажется, этим документом блок «Наша Украина» отомстил по крупному за всю избирательную кампанию.

А если кроме шуток, то в случае принятия Верховной Радой этого проекта в работу, в стране произойдет та самая бархатная революция, которая не требует сожжения чучел на улице и свержения власти насильственным путем.

Владимир Филиппович, в заключение программы я просил бы Вас оценить шансы на прохождение этого документа в Парламенте, помня о том, что Ваши прогнозы будут проверены буквально через несколько дней.

<b>Филенко: </b>На сегодняшний день я не оцениваю шансы на прохождение этого документа как высокие.

Но мы подняли планку, мы на самом деле дали вариант возможных действий. Достаточно высоко планку подняли, мы показали, что можно поступать и в такой способ. Я думаю, что этот документ имеет очень серьезную перспективу, если не сегодня, то когда-нибудь он будет реализован.

<b>Аласания:</b> Благодарю Вас Владимир Филипович, на сегодня это все.

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1021855917.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua