Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 16-10-2004
Алексей Омельянчук, Юрий Сак: ГОЛОСОВАТЬ... ИЛИ НЕ ГОЛОСОВАТЬ...?

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1097881099.html

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УКРАИНЦЕВ, КОТООРЫЕ ПРОЖИВАЮТ ЗА ГРАНИЦЕЙ.

На выборах Президента Украины, которые состоятся 31 октября 2004 года, важную роль сыграют голоса избирателей за границей.

В связи с объективным дефицитом необходимой информации, существенная часть заграничного электората может вообще не принять участия в голосовании.

Поэтому целью данного диалога есть освещение правовых гарантий избирателей за границей, а также развеивание вредных предвыборных мифов. Вопросы поставлены с точки зрения рядового украинца за границей. Отвечает украинский юрист-правозащитник, который живёт и работает за границей.

31 октября и 21 ноября (2-й тур) состоятся выборы Президента Украины. Много украинцев в день выборов будут находиться за границей. В основном это люди которые находятся на заработках. Им не совсем понятно, могут ли они принять участие в выборах и как это сделать?

Если вы находитесь за границей – то ли в Великобритании, то ли в Канаде, или в любой другой стране, - вы обязательно принадлежите к одной из трёх возможных категорий. Вы или:

1) находитесь за границей с коротким визитом (например в командировке или туристической поездке), или

2) временно проживаете на территории данной страны и не находитесь на консульском учёте, или
3) временно проживаете за границей и находитесь на консульском учёте.

Важно осознавать и помнить, что все три категории украинцев за границей ИМЕЮТ ПРАВО ГОЛОСА. Право принимать участие в голосовании за пределами Украины гарантировано статьей 24 Конституции Украины, а также частью 6 статьи 2 Закона Украины “Про выборы Президента Украины”.

Добавлю, что создание всех условий для обеспечения реализации избирательного права граждан Украины, которые находятся за её приделами – является конституционным долгом Украинского государства. Невыполнение этого обязательства может привести к международной ответственности правительства страны за нарушения прав человека её граждан.

То, что украинцы за границей имеют право голоса является очень обнадёживающим фактом. Однако, по объективным причинам (например, невозможность продолжить визу) многие из них находятся на территории иностранного государства нелегально. Влияет ли это обстоятельство на их право голоса?

Нет, не влияет. Согласно действующего законодательства про выборы, право выбора имеют все - как “легалы” так и “нелегалы”.

Как тогда понимать часть заявления про включение в список избирателей в котором чёрным по белому написано “государственную границу я пересёк... на законных основаниях”?

Предложение про которое идёт речь, действительно существует. Оно есть или результатом неудачной формулировки со стороны авторов текста, или же результатом умышленной попытки запугать избирателей за границей.

Исключительно с правовой точки зрения, существует несколько случаев в которых можно утверждать, что граница была пересечена незаконно. Непосредственно, гражданина Украины можно обвинить в незаконном пересечении границы в следующих случаях:

1) если он/она использовал для пересечения поддельные документы;

2) если гражданин Украины покинул территорию страны путём махинации (например, спрятанным в кузове грузового автомобиля, или в товарном контейнере, погруженном на любое другое транспортное средство);

3) если граница была пересечена не на официальном контрольно-пропускном пункте (скажем перелезая через электрифицированный забор в Карпатах, либо отплыв слишком далеко от буйков одного из черноморских пляжей)

Иными словами, если при выезде с Украины вы прошли паспортный и таможенный контроль, вы пересекли государственную границу НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ. А это значит, что вы можете голосовать.

Одной из основных причин почему украинцы за границей боятся принимать участие в выборах, является страх быть депортированными. “Нелегалы” переживают, что украинские консульства передадут списки избирателей местным эмиграционным службам. Последние же, повылавливая таких избирателей, быстро отправят их “голосовать” на родину. Возможна ли такая ситуация?

Как специалист по международному праву, и в частности иммиграционному праву Великобритании, уверяю вас, что такие переживания являются абсолютно безосновательными. Во-первых, не существует ни одной нормы международного права, согласно которой сдача нелегалов является одной из функций консульских учреждений.

То есть не существует каких-либо правовых оснований путать выборы Президента Украины с методами иммиграционного контроля иностранных государств. Единственное предназначение списков избирателей – это создание возможности для как можно большего числа украинцев за границей реализовать их конституционное право голоса.

Ещё одним, не менее важным фактором, является страх электората за границей за безопасность их родных и близких дома в Украине. Люди опасаются, что властные структуры будут оказывать давление на семьи тех, чьи имена внесены в списки избирателей.

Для того чтобы юридически развеять этот, опять таки, безосновательный миф, необходимо обратить внимание на два ключевых момента в избирательном процессе: до и после голосования.

Возможность давления на семьи заграничных избирателей в период до дня выборов исключена по двум причинам. Во-первых, избирательные списки являются всего лишь списками людей, в них не будет обозначено за кого именно люди будут голосовать. То есть, избирательные списки не возможно использовать как повод для политического преследования. Кроме фамилий в них не будет каких-либо намёков на политические предпочтения конкретных избирателей.

Во-вторых, даже если бы политические структуры и были заинтересованы в создании предвыборного давления, такая операция не возможна ни финансово, ни административно. За то время, что осталось до выборов, запугать семьи от 4 до 7 миллионов украинцев за границей просто объективно нереально.

Что касается давления в форме после-выборной политической мести, то такая возможность исключена самим процессом голосования. Согласно Конституции Украины голосование является тайным, то есть никому не будет известно за кого голосовал конкретный человек. Гарантией выполнения этого условия является сама процедура тайного голосования: избирательные бюллетени будут анонимными, и заполнять их избиратели будут в специально оборудованных закрытых избирательных кабинах.

То есть, как и до голосования, у заинтересованных политических сил не будет каких-либо доказательств политических предпочтений конкретных избирателей, а значит не будет и оснований для преследования их семей после выборов.

Многие из тех, кто желает принять участие в выборах 31 октября не знают, что именно для этого необходимо сделать. Какова процедура голосования за границей?

Прежде всего необходимо заполнить заявление про внесение в список избирателей. Это заявление должно быть передано соответствующему избирательному участку за границей не позднее чем за 7 дней до выборов, то есть НЕ ПОЗДНЕЕ 23 ОКТЯБРЯ. Бланк заявления можно получить или непосредственно в посольстве или консульстве, или распечатать с одной из многочисленных интернет-страниц посвященных выборам.

Стоит отметить, что особам, которые находятся на консульском учёте, такое заявление заполнять не нужно – по закону их имена буду внесены в списки автоматически. Однако не помешает предварительно связаться с консульством и убедиться, что ваше имя внесено в список.

Немного другие условия голосования касаются граждан, которые во время выборов будут пребывать за границей только с коротким визитом. Чтобы принять участие в голосовании, им необходимо получить т. н. открепительное удостоверение/талон. Оно выдается на избирательном участке по месту постоянного жительства в Украине. Открепительное удостоверение вместе с заграничным паспортом необходимо предъявить на избирательном участке за границей. Это можно сделать и в день выборов.

Может ли избиратель за границей, который не голосовал в первом туре 31 октября, проголосовать во втором туре 21 ноября?

Однозначно да. Однако для этого необходимо убедиться, что его имя включено в списки для повторного голосования. По закону списки для повторного голосования создаются на основе списков избирателей составленных для первого тура.
Если вы не подавали заявление на включение в списки избирателей в первом туре, но хотите голосовать во втором туре вам необходимо следующее. Нужно отнести заполненное заявление в соответствующий избирательный участок за границей НА ПРОТЯЖЕНИИ 11 ДНЕЙ ПОСЛЕ ДНЯ ПЕРВОГО ТУРА голосования. То есть, заявление должно быть в избирательном участке ДО 11 НОЯБРЯ, и чем раньше, тем лучше. Форма заявления, а также процедура его заполнения те же, что и для регистрации для голосования в первом туре.

И наконец, где именно будет проходить голосование за границей?

Информацию про размещение избирательных участков в конкретных странах можно получить позвонив в посольство или консульство Украины в соответствующей стране. Кроме того, адреса большинства избирательных участков за границей опубликованы на интернет-страницах многочисленных украинских общественных организаций.

Вопросы задавал Алексей Омельянчук, Гражданская инициатива “Знаю!”

На вопросы отвечал Юрий Сак, Кандидат на степень Доктора права, старший преподаватель международного права про права человека в Вулверхэмптонском университете, Великобритания.

Дополнительную информацию по вопросам голосования за границей можно найти в интернете по адресу www.vyboryUA.org и www.znayu.org.ua.

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1097881099.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua