Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 16-12-2004
Майдан-Інформ: Асфальтовые поля "седьмого километра"

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1103155632.html

Чем знаменита Одесса? Да, Дерибасовской, да, Дюком, морем и пляжами. Но есть еще одна неотъемлемая составляющая того, что мы называем «одесским колоритом». Этот город создавался как торговый, купеческий. Поэтому, как поется в популярной песне 70-х годов, «...Нет Одессы без Привоза и без Нового базара, Там покрыты покупатели и матом, и загаром...»

Торговля во все времена была основным одесским бизнесом. В XIX веке «сильные мира сего» вывозили через одесский порт российское зерно, а в XX веке – российскую нефть. Люди попроще промышляли морской и приграничной контрабандой. А знаменитый одесский «толчок» в советские времена стал настоящим островком рыночных отношений в суровых льдах социалистической действительности.

Наследником «толчка» стал рынок «Седьмой километр». Люди, принявшие решение заасфальтировать поля пригородного колхоза «Авангард», сделали правильную ставку. Закатав под асфальт плодороднейшие черноземы, они вырастили там невиданный урожай нового продукта – металлических контейнеров. В эпоху зарождающегося дикого капитализма этот продукт стал пользоваться огромным спросом. В короткие сроки рынок стал крупнейшей перевалочной базой для импортного ширпотреба и центром оптовой и розничной торговли товарами местного производства. «Затариться на Седьмой» ездят из доброй половины Украины и даже из других стран, например, Приднестровья и Молдовы. Контейнерные заросли разрослись настолько, что экскурсия и подробное знакомство с их достопримечательностями займет не один день.

Сегодня стоимость контейнера в хорошем месте на «Седьмом» доходит до сотни тысяч долларов. Аренда исчисляется тысячами в месяц, что сопоставимо с арендой обустроенного магазина в черте города. Ежедневно рынок встречает десятки тысяч посетителей. Без преувеличения можно сказать, что с этим торговым мегаполисом прямо или косвенно связана каждая одесская семья.

Безусловно, на такой большой аппетитный "каравай" всегда с удовольствием разевали рты разнообразные контролирующие органы. Рынок родился, жил и развивался не благодаря, а вопреки действиям властей. Кто только ни пытался «навести порядок»: и милиция, и одесская налоговая, и управление защиты прав потребителей, и налоговая киевская… При каждом таком шторме рынок «скукоживался», контейнеры закрывались, реализаторы теряли зарплату и пережидали, пока владельцы рынка и владельцы бизнеса не «договорятся». Именно это умение «договориться», помноженное на такие прогрессивные новшества, как единый налог и упрощенная система налогообложения, сделало рынок практически непотопляемым. На сегодня борьба за выживание превратила рынок в интереснейший гибрид. В нем сочетаются черты и классического советского предприятия с административно-командной системой управления; и предприятия эпохи дикого капитализма, с неизменными взятками для контролеров и полным бесправием наемных рабочих; и самого обычного «базара» в худших смыслах этого слова. Извините за каламбур, асфальтовые поля «Седьмого» – непаханое поле для применения того, что сейчас принято называть «админресурсом».

Благополучие основной массы работников рынка, реализаторов, зиждется на успешности бизнеса их хозяев. Это благополучие очень шаткое и достается очень дорогой ценой. Вот что пишет нам одесситка О.: «Четыре члена моей семьи работают там. Работают на хозяина. Вот их график работы: Сб: 4.00-15.00, Вс: 7.00-15.00, Пн:23.00-13.00, Вт: 4.00-14.00, Ср: 4.00-14.00, Чт:2.00-14.00, Пт: выходной. Попробуйте представить этот нечеловеческий график, добавив еще час-полтора на дорогу. Просто проанализировав три предыдущих строчки, можно представить весь ужас их положения. А цена ему, в лучшем случае, 300 у.е.». Замечу: 300 у.е. – это «в лучшем случае». Большинство получает значительно меньше, работая днем и ночью, зимой и летом практически на улице. Но других реальных способов обеспечить свое благополучие у них нет.

В свете этого неудивительно, что практически весь рынок агитирует и голосует за Януковича. Кто-то – потому что еще помнит голодные времена и ценит пусть зыбкую, но стабильность, связанную с рынком. Другие слепо верят массовой пропаганде и в ужасе представляют, как «Тимошенко танками сносит контейнеры». Третьи поверили умело запущенным провокационным слухам о том, что «Ющенко отменит единый налог» и искренне желают победы его сопернику, ибо единый налог – это краеугольный камень нынешней непотопляемости рынка.

Такой пропаганде способствует и «специфика». Рынок – отличная питательная среда для слухов и сплетен. Владелец контейнера, много лет «налаживавший контакты» и «договаривавшийся» с нынешней властью, с ужасом ожидает, что придется «договариваться» с новыми людьми, а потому, как пишет пани О., «грозит выгнать тех, кто проявит свое предпочтение Ющенко». Некоторые уверены, что успех основан на их умении лучше, чем остальные, «ловить рыбу в мутной воде», а потому сохранение преступной власти и царящего беспредела – в их интересах. Наконец, административно-командный апофеоз: в день второго голосования, 21 ноября, рынок был закрыт, чтобы и его работники, и потенциальные посетители не забыли проголосовать на своих участках. Естественно, ни о какой компенсации упущенной прибыли (которая исчисляется миллионами долларов) речь не идет и идти не может.

Конечно, можно махнуть на «Седьмой» рукой, сказать: «Та-а, пусть торгуют, потом как-нибудь разберемся». Но не стоит забывать, что рынок этот является градообразующим предприятием если не для Одессы, то для десятков населенных пунктов Овидиопольского района области - уж точно. И что «мнение Седьмого» во многом формирует мнение города. Что десятки тысяч людей, приезжающих на рынок со всех концов Украины, впитывают здешние настроения и привозят к себе домой как «настроение Одессы».

Что делать? Можно, конечно, понадеяться на волшебника. Что прилетит, например, Виктор Андреевич в голубом вертолете, лично пожмет руку каждому реализатору и покупателю, накупит гостинцев родным, объяснит, что он сам одевается «с седьмого» и не прочь арендовать пару контейнеров. Но увы: мы уже большие и знаем, что надеяться на добрых волшебников из сказки как минимум опрометчиво. В любом случае одесситам предстоит непростая работа: терпеливо и убедительно, логично и аргументировано рассказывать людям правду. Как пишет пани О., «как только люди поверят, что их бизнес в безопасности, как только у них появится хоть слабая надежда на ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ условия работы (я имею в виду, главным образом, график работы рынка в общем, т.к. вопрос о его изменении поднимался не один раз, но все время «глох»), ощутят, что их права на соц. гарантии будут отстаиваться, они проголосуют 26 декабря за кандидата, который примет эти пункты к рассмотрению и активно будет действовать в ключе решения этих проблем. И дай Бог, чтобы Виктор Андреевич оказался именно тем человеком, который сможет сделать жизнь многих десятков тысяч одесситов хоть немного легче».

«Майдан-Информ» предлагает всем, кто знаком с проблемами и спецификой промрынка «Седьмой километр», обсудить возможности и способы ведения агитационной работы в соответствующем разделе форума (http://www2.maidan.org.ua/n/free/1103155541). Вы также можете высказать свое мнение, написав электронное письмо по адресу odessa@maidanua.org

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1103155632.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua