Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 23-12-2004
Виктор Лисицкий: Почему Николаев за Ющенко

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1103797333.html

Виктор Ющенко и судостроение Украины
О важности судостроения для города Николаева говорить и легко, и очень трудно. Легко потому что Николаев рожден корабелами. Николаев немыслим без судостроения, а николаевцы — без гордых, иногда по праву несколько высокомерных, кораблестроителей.

Очень трудно потому, что именно вслед за провозглашением Независимости эта отрасль пришла в упадок. Таким есть реальная историческая последовательность событий. И именно этим обстоятельством объясняется особая болезненность тягот, которые затем обрушились на плечи моих земляков, начиная с 1992 года. «Неужели мы не нужны независимой Украине – морской державе?» – такой вопрос, уверен, миллионы раз задавали себе корабелы оставшиеся не просто без работы, без куска хлеба. Задавали люди, активно, чуть ли не единодушно, проголосовавшие за Независимость Украины 01 декабря 1991 года! Забегая вперед, отвечу: «Нужны! Да еще как нужны! Подождите уже совсем немного, до средины января года-2005 и Вы увидите настоящее и продуктивное внимание власти к Вам!»

Однако, давайте, для очистки совести, вначале вспомним на чем зиждилось величие нашего судостроения в последние пару – тройку десятков лет существования Союза ССР. Вспомним: Что же было в основе мощи судостроительных заводов, активного жилищного строительства, относительно высокого уровня жизни николаевцев? Было, по крайней мере, две основных составляющих. Первая – высокая профессиональная квалификация рабочих, инженеров и управленцев помноженная на их самоотверженное отношение к делу. Вторая – и были громадные заказы Министерств СССР: обороны, рыбного хозяйства, морского флота и других. Громадные запросы союзных органов власти базировались, к сожалению, на постоянном и возрастающем эмиссионном кредитовании Госбюджета Госбанком СССР. Попросту говоря – на безудержном печатании пустых, необеспеченных товарами денег. Увы! Последние годы своего существования Союз тратил значительно больше, чем зарабатывал. Мы это видели по пустеющим полкам магазинов.

С распадом СССР мы остались только с первой составляющей успеха – с самоотверженными и высококвалифицированными кадрами корабелов. Гражданские заказы нужно находить на рынке – новой для нас сферы деятельности. А для финансирования строительства оборонных заказов, для строительства кораблей бюджеты и России, и Украины оказались слишком тощими. Сказались десятки лет непомерных затрат во времена Союза ССР.

Виктор Ющенко – творец макроэкономической стабилизации.

Экономику взорвала гиперинфляция. Катастрофически быстро обеднели и заводы, и труженики. Долгое время власть даже не могла понять: Сколько ж мы зарабатываем и сколько, сообразуясь с затратами, можем тратить. Финансовая почва плыла под ногами и для многих уникальных производств ушла навсегда – их не возродишь. Но не судостроение. Тут перспективы куда более привлекательны, чем, например, в микроэлектронике. Об этом далее.

И тем не менее, судостроение оказалось в исключительно сложном положении. Прежде всего: уникальная сложность продукции и длительность производственного цикла предъявляют особые требования к стабильности экономики. Значительный и, поэтому, трудно прогнозируемый рост цен (характерный для большей части лет Независимости) делает безуспешными самые фундаментальные попытки спланировать и организовать рентабельное строительство судов. Сказался также и разрыв долговременных налаженных связей с научно-техническим потенциалом, накопленным в Ленинграде еще со времен Петра Первого. Наши украинские проектные мощности, увы, оказались явно недостаточными для выработки приемлемой стратегии развития и судостроения, и (что особенно важно) отраслей — потребителей: морского и речного транспортного флотов, рыбного флота, Военно-Морских сил Украины.

На первый план выдвинулось достижение макроэкономической стабильности, которая, в первую очередь, знаменуется достижением небольших темпов роста цен. Однако, для этого нужно сначала научиться жить по средствам. Попросту говоря, государственный бюджет должен стать бездефицитным. Ведь именно пустые, не обеспеченные товарами, деньги всегда выступали и выступают наиболее мощным генератором роста цен.

И нужно сказать, что Виктор Ющенко, Председатель Правления Нацбанка Украины, стал творцом стабильных цен. Он остановил печатание пустых денег, создавая, тем самым, фундамент возрождения и судостроения тоже.

Когда-то, теперь уже много лет назад, Министр финансов Украины на очередном совещании по эмиссионному кредитованию бюджета никак не мог поверить, что Виктор не шутит. И что Нацбанк больше не будет печатать пустые деньги для затыкания дыр в бюджете. Но это состоялось благодаря его профессионализму, принципиальности и мужеству…, Да! Именно мужеству Виктора Ющенко.

Инфляция резко пошла на спад. Цены начали успокаиваться. Появилась возможность хоть как-то планировать развитие производства и бизнеса. Выкристализовались отрасли – пионеры роста.

Конечно же, все это не имело прямого отражения в увеличении загрузки судостроительных заводов. Наша отрасль слишком сложна и требует для своего стабильного развития куда более изощренной системы государственной поддержки. Но появилась возможность развивать более простые отрасли и существенно увеличить не только поступления в бюджет, но и просто повысить жизненный уровень трудящихся. Общее оздоровление экономики через непростую систему прямых и обратных связей, конечно же, создавало условия для подъема не только судостроения, но и других отраслей, выпускающих особо сложную продукцию (авиастроение, например). Можно сказать и по-другому: без макроэкономической стабилизации подъем судостроения просто не возможен. И Виктор Ющенко – ее творец.

Виктор Ющенко и государственная поддержка судостроения.

Успокоившиеся цены позволили сделать весьма важный шаг для создания системы государственной поддержки судостроения.

На этом пути учитывалось не только исключительно важное стратегическое значение этой отрасли для Украины – морской державы. Несколько тысяч километров береговой линии теплого Черного моря обязательно должны быть использованы во благо нашей нации и для ее защиты.

Учитывалась не только высокая социально-экономическая значимость судостроения. Ведь человечество еще несколько тысяч лет назад научилось весьма эффективно использовать водную гладь не только для перевозки грузов или ловли рыбы. Оно научилось неплохо зарабатывать на этом деньги – вести дело рентабельно.

Учитывались, безусловно, уникальные особенности судостроения, которые вынудили страны Европейского Союза создать специальную систему надгосударственной (подчеркиваю – надгосударственной!) поддержки судостроения. Из бюджета ЕС на поддержку судостроения только за последние 5-6 лет направлены более 7 млрд. евро. Вдумайтесь в это почти фантастическое число: более 7 000 000 000 евро! И учтите, что эта поддержка направляется в высокоразвитые (!) страны: Германия, Дания, Голландия и другие. И задайте вопрос: Почему же? А потому, что высокая сложность и самих судов, и технологий, и повышенные требования к подготовке кадров корабелов (труд корабела и особенно сложен, и опасен) вынуждает государства уделять специальное внимание судостроению.

Премьер-министр Виктор Ющенко активно поддержал создание системы государственной поддержки украинского судостроения. Подчеркиваю – системы, лояльной для всех судостроительных предприятий, а не для каких-то отдельно взятых и особенно любимых. Ведь именно в первые месяцы его пребывания на этом высоком посту Кабинет Министров принял постановления, которые приводили в действие Закон Украины «Про заходи щодо державної підтримки суднобудівної промисловості в Україні». Закон предусматривал, что корабелы получают хорошо продуманный комплект инструментов для финансовой поддержки отрасли, а именно:
1. Корабелам позволялось платить налоги с прибыли только после сдачи судов.
2. Судостроительные предприятия переставали платить налог на землю.
3. От налога на добавленную стоимость освобождались ввозимые товары и комплектующие.
4. Проектно-конструкторские работы для судостроения освобождались от налогов.
5. Были предусмотрены и другие изменения законодательства.

Следует помнить, в каких сложных условиях запускался в действия этот комплект инструментов.

Экономический подъем в Украине только-только начался. И тогда даже трудно было поверить в его устойчивость. В этой связи уменьшение поступлений в бюджет, которое неотвратимо следовало за данными постановлениями, выглядело весьма рискованным шагом. Но Виктор Ющенко без колебаний пошел на это. И выиграли все.

Еще одно напоминание. Лишь незадолго до принятия постановлений Украина с трудом избежала позорной участи безответственного должника. За счет радикального пересмотра и бюджета, и отношений бюджета с предприятиями удалось добиться отсрочки платежей – удалось избежать дефолта. Западные кредиторы впервые всерьез поверили в серьезность намерений правительства Украины сделать формирование и исполнение бюджета прозрачным для общества и логичным. Поверили потому, что Виктор Ющенко запретил бартер между предприятиями и бюджетом, запретил предоставление налоговых льгот отдельно взятым (своим!) предприятиям, навел порядок в расчетах за электроэнергию. И на этой основе началась ускоренная социализация бюджета – приобретение им всебольшего социального значения. Забегая вперед, напомню – впервые за все года Независимости бюджет-2000 был выполнен с превышением доходов над расходами.

Запуск в действие комплекта инструментов для поддержки судостроения Украины отвлекал из бюджета (как показала жизнь) сотни миллионов гривен. Казалось бы, о каких тут льготах можно вести разговор, когда оздоровление бюджета и подъем экономики только-только начались? Однако, сказалось стратегическое видение крупного политика, патриота державы и корабелы Украины получили солидную финансовую поддержку.

Начался рост объемов судостроения. В 2000-м году он составил +14, в 2003-м году + 33%.

Стабилизировался объем оборотных средств предприятий судостроения, которые на начало 2004 года составили 151 млн. дол. США. Что особенно важно: порядка 30% этого объема составляют именно те средства, которые остались в распоряжении предприятий благодаря введению в действие вышеуказанного Закона и постановлений.

Для отработки вопросов подъема судостроения Постановлением Кабмина была создана специальная комиссия по судостроению которую возглавил я и Петр Порошенко – народный депутат Украины. Ведь мы видели острую необходимость усовершенствования государственной поддержки наших корабелов.

Виктор Ющенко и Национальная программа развития морской индустрии.

Обладая мощным экспортным потенциалом и будучи крупным потребителем грузов, доставляемых морскими путями, Украина оказалась фактически вытесненной с рынка морских перевозок. Очень незначительная часть экспортных грузов, производимых на украинских предприятиях или следующих транзитом, обслуживается отечественным флотом.

Большая часть рыбы (физиологически очень ценного продукта), которую мы поедаем, вылавливается также не украинскими рыбаками.

Принципиально важно осознать одну простую истину: проблемы украинского судостроения просто невозможно рассматривать отдельно от проблем морских перевозок, осуществляемых судоходными украинскими компаниями. Аналогичное утверждение справедливо и по отношению к развитию отечественного рыболовецкого флота. Именно в комплексном подходе: "судостроение – морские перевозки" и «судостроение – вылов рыбы» лежит возможность возродить стратегически важную и прибыльную отрасль народного хозяйства – судостроение.

Короче говоря – средства для развития судостроения нужно искать в прибыли от морских перевозок и вылове рыбы, в финансовых результатах отраслей – потребителей.

В этом принципиальное отличие подхода, положенного в основу «Национальной программы развития морской индустрии Украины», которая была доложена на конференции «Состояние и пути возрождения морской индустрии Украины», состоявшейся 15 февраля 2001 года.

Нельзя не отметить, что в Украине такой подход впервые предложил Василий Гуреев – народный депутат Украины, Председатель ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром». Он создал этот документ, опираясь на поддержку Анатолия Кинаха.

По инициативе Виктора Андреевича я, Правительственный секретарь Кабмина Украины, представлял на конференции Правительство Украины.

К большому сожалению, инспирированная олигархами в апреле 2001 года отставка Виктора Ющенко с поста Премьер-министра Украины практически остановила процесс создания «Национальной программы развития морской индустрии Украины». Остановилось создание системы государственной поддержки судостроения, в результате которого мы получили бы комплекс инструментов — правил игры, консолидирующих в единое целое интересы рядовых корабелов, моряков, рыбаков, судостроительных, судоходных, рыболовецких предприятий и народа. Остановилось лишь на время.


Дело в том, что я по завершению этой статьи обсудил основные тезисы с народным Президентом Украины Виктором Ющенко. Виктор Андреевич попросил передать николаевцам следующее: «Я прекрасно помню о проблемах отечественного судостроения и, как производная, о проблемах Николаева. Разрешение этих проблемы требует глубоко профессионального и системного, целостного подхода. К сожалению, на митингах или предвыборных дебатах создавать данный, весь разветвленный состав инструментов невозможно. Обещаю не только николаевцам, но и всем корабелам Украины, что в первые недели после инаугурации на пост Президента Украины я обязательно вернусь к проблемам судостроения. Скорее всего мы, опираясь на Ассоциацию судостроителей, начнем с создания высококомпетентной рабочей группы. Она и подготовит «Национальную программу развития морской индустрии Украины». Желаю успехов Вашим землякам – николаевцам».


Виктор Лисицкий

Экс-заместитель генерального директора по экономике ПО «Черноморский судостроительный завод», Экс-Правительственный секретарь Кабинета Министров Украины.

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1103797333.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua