Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 05-03-2005
Сергей Плецкий: Крепостное право по-запорожски (к вопросу об острове Хортица)

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1110015777.html

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО ПО-ЗАПОРОЖСКИ

Если проанализировать деятельность городского головы Евгения Карташова, то складывается впечатление, что главным направлением его деяний, целью всей его жизни является строительство мостов через Хортицу. При этом даже любимое для мэра вылизывание проспекта Ленина да украшательство отнимает у него намного меньше времени и усилий. А что уж говорить о таких неинтересных и низменных для господина Карташова вещах, как кризис жилищно-коммунального хозяйства, протекающие кровли, изношенные инженерные коммуникации! Иногда даже кажется, что используй господин Карташов хоть 10% своей энергии в мирных целях, то горожане уже забыли бы, что такое протекающие в их домах крыши, а потери тепла в трубопроводах, за которые им приходится платить, равнялись бы нулю. Но все свои усилия «всенародно любимый мэр» направил на решение транспортной проблемы жителей Хортицкого района. Как житель Бабурки, я должен был бы умиляться таким рвением господина Карташова, слагать о нем оды, петь дифирамбы и курить ему фимиам. И я так бы и делал, если бы не несколько противоречий, которые заставляют усомниться в пользе транспортного монстра, которого нам пытается навязать Карташов. Да если бы народная мудрость не учила, что бесплатный сыр только в мышеловке и за все нужно платить. А у меня нет никакого желания платить по счетам сегодняшней городской власти и иже с ним 2 миллиарда там, где можно обойтись гораздо меньшей суммой.
Например, почему выбран один из самых дорогостоящих проектов, притом еще и такой, который вдобавок потребует несколько лет на его реализацию? Да и его реализация только обострит транспортную проблему. Тот, кто ездит на работу с Бабурки, легко представит, каково будет движение на острове, когда туда вывалит еще и строительная техника, все разроют. И так на протяжении, как минимум, 5-6 лет!

А ведь предлагались несколько более дешевых и вполне реальных проектов решения транспортной проблемы. Чем плох проект использования существующей железной дороги для движения мини-электричек? С железной дорогой, пока она не построит объездной мост ниже Хортицы, можно договориться о совместном использовании этой ветки. Например, днем там движется городской транспорт, а ночью ее использует железная дорога. Для этого достаточно построить 2 кольца: в районе Диагональной и на Бабурке. Что, это технически невыполнимо для страны, строящей космические ракеты?

Но что толку говорить о проектах, требующих затрат, когда городская власть вообще не чешется, чтобы уже сейчас хотя бы попытаться сгладить остроту проблемы. Ведь есть меры, которые не требуют никаких капитальных затрат, но облегчат поездки хортичанам. Городская власть не знает, как это сделать? А зачем тогда запорожцам такая власть? Тем более, что любой человек, который приезжает на остров Хортицу не в служебном автомобиле и не для посещения интернационально-криминальных клубов, ресторанов, саун-«хатынок» и других развлечений, а в общественном транспорте, может предложить несколько вариантов таких мероприятий. Похоже, в окружении нашего «народного» мэра нет людей, пользующихся общественным транспортом при поездках на Хортицу. Вероятно, в горисполкоме нет и специалистов по транспорту. Возьму этот труд на себя. Тем более, что в автобусах и маршрутках я езжу через Хортицу в центр города уже несколько десятков лет. Господин Карташов, довожу до вашего сведения, что самые безнадежные пробки возникают тогда, когда на мостах Преображенского и на подъездах к ним глохнет какой-либо автомобиль или происходит дорожно-транспортное происшествие. Застрявшие автомобили блокируют дорогу, и движение становится возможным только по полосе встречного движения. Конечно, только в паузах движения встречного потока автомобилей. Поэтому для того, чтобы избежать самых страшных пробок, достаточно в часы пик держать в районе мостов 2 тягача, которые будут быстро эвакуировать застрявшие автомобили. Кроме того, необходимо, чтобы в это же время на подъездах к мостам постоянно дежурили сотрудники ГАИ. Чтобы они не только регулировали движение, но и могли быстренько оформить ДТП, что сократило бы простои автомобилей. Кроме того, почему не отдать маршруты на Бабурку только тем перевозчикам, кто будет выставлять на них только автобусы, вмещающие большое количество пассажиров? А почему не запретить движение по мостам в час пик грузовому транспорту? А почему не выделить одну полосу для движения только общественного транспорта? А может, стоит развести во времени начало рабочего дня в разных конторах в Запорожье, чтобы транспортный поток был равномернее? Господин Карташов, город не может позволить себе держать 2 тягача и с полдесятка гаишников в районе мостов? Или Вам наплевать на мучения жителей Хортицкого района? А может, разгадка в том, что, если реализовать эти элементарные мероприятия, то уменьшатся пробки и убеждать население в необходимости строительства магистрали через заповедный остров станет труднее?

Так может, все дело в том, что нашим городским властителям очень хочется порулить строительством стоимостью в 1,9 миллиарда гривен? Ведь получить в руки пару миллиардов бюджетных денег - хрустальная мечта любого чиновника в Украине, которая открывает сказочные возможности для набивания своих карманов. Например, если даже просто перекачать эти деньги через любимый банк, то этот банк будет за это очень благодарен. А если эти деньги в банке еще и немного «прокрутить», то банк будет не просто благодарен, а очень сильно благодарен. И в размерах этой благодарности появится еще больше нулей. Их там может фигурировать 7-8. Как договорятся.
Не менее смачный кусок - поиск подрядчиков, поставщиков, проведение тендеров. Коррупция у нас столь развита, что минимальный «откат» в 10% от стоимости контракта считается вполне естественным и даже более необходимым, чем уплата налогов. Тем читателям, которые, к их счастью, еще незнакомы с нравами современного бизнеса, хочу напомнить, что «откат» – это взятка чиновнику, который привлекает подрядчика к выполнению работ, визирует сделки, дает разрешения и т. п.

Кроме того, строительство магистрали через Хортицу является, по своей сути, созданием уникального доильного агрегата, который позволит выжимать деньги не только с ныне живущих жителей Хортицкого района, но и с их еще не родившихся внуков и правнуков.

Конструкция доильного агрегата весьма проста и надежна: после завершения строительства мосты передадут коммерческой структуре, которая и будет их эксплуатировать, взимая плату за проезд автобусов и автомобилей. И не надо думать, что сохранится альтернативный бесплатный проезд по мостам Преображенского. Они резко обветшают, и в целях безопасности пассажиров проезд автотранспорта по ним будет закрыт. Хотя поезда, которые тяжелее автомобилей, ходить будут. Или на мостах до такой степени разобьют дорожное полотно, что по ним рискнет ездить только самоубийца.
И хотя мосты еще не построены, но наша заботливая городская власть уже побеспокоилась подготовить правовые обоснования для создания такой грабительской коммерческой структуры. Именно для этого депутаты горсовета на 11-й сессии 1 августа 2003 года приняли решение о передаче этого строительства в концессию на 50 лет. Это означает, что, фактически, уже все готово для создания коммерческой структуры, которая будет строить мосты, а потом и взимать плату за проезд с каждого автомобиля и автобуса.
Сколько придется платить, приблизительно уже известно – 1900 миллионов гривен плюс проценты. Даже если бы строительство на 100% финансировалось из бюджета, то запорожцам все равно пришлось бы платить. Уверен, что никто не сомневается в умении и желании наших рулевых это организовать.

Естественно, реально стоимость мостов будет дороже: инфляция, там перерасходовали, там украли, там грунт оказался тверже, чем рассчитывали. Но мы будем ориентироваться на эту цифру. Кроме того, придется платить и проценты на вложенный инвестором в строительство мостов капитал. Сейчас в банках на вложенные на депозит деньги дают до 20% годовых. Но мы представим, что нам попадется сказочно добрый инвестор-бессребреник, который даст эти миллиарды всего под 4% годовых. А это 76 миллионов в год!
Кто будет платить, уже известно – жители Хортицкого района, их дети, внуки и правнуки. Каждому из них придется выложить из своих карманов около 20 тысяч гривен. Но могу утешить, это не сразу, а по частям, как плату за пользование мостами. И вероятней всего, при проезде через мост каждая маршрутка, автобус или автомобиль должны будут заплатить определенную сумму. Естественно, что в стоимость проезда на общественном транспорте будет заложена сумма этих сборов за пользование мостами. Например, если бы мосты уже были построены сегодня, то только для того, чтобы заплатить инвестору эти 4% годовых, нужно было бы брать за проезд мостов в одну сторону 50 копеек с каждого пассажира. И это при условии, что по 100 тысяч жителей Хортицкого района 30 дней в месяц будут ездить через эти мосты в центр города и обратно. А если будет ездить меньше, чем 100 тысяч пассажиров в день, то и плата будет большей.

Теперь любой житель Хортицкого района может подсчитать, сколько и чем ему придется платить за мосты, и подумать, стоит ли овчинка выделки.
Кто будет получать барыши с построенных мостов, я думаю, читатели и сами знают – «на манеже все те же!», плюс их наследники до третьего колена.
И если это еще не крепостное право, то, во всяком случае, оброк для новых бар уже явственно вырисовывается.

Сергей Плецкий

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1110015777.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua