Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 14-04-2005
Арсен Аваков: Виступ на виїзному засіданні Комітету ВРУ з питань боротьби з організованою злочинністю і корупцією
http://kharkivoda.gov.ua/for_press.php?for_press=120

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1113432260.html

Виступ Арсена Авакова на виїзному засіданні Комітету ВРУ з питань боротьби з організованою злочинністю і корупцією

Уважаемые коллеги, харьковчане и гости, уважаемый председатель и члены Комитета Верховной Рады!



Для нас большая честь и ответственность участвовать в таком значимом форуме, каким является выездное заседание Комитета Верховной Рады.



Приветствуя вас в Харькове, разрешите коротко обрисовать ситуацию, в которой оказались мы, представители новой власти, причем, как с точки зрения социально-политической, так и криминальной.



Созданная руководством страны и активно работающая в Харьковской области вертикаль новой власти, не только решительно отмежевывается от каких бы то ни было действий и решений наших предшественников, расходящихся с законом, но столь же решительно восстанавливает законность и правопорядок, действует на принципах открытости, прозрачности, честности и справедливости.



Паралич власти, моральное разложение, бездеятельность на фоне двойных стандартов и красивых деклараций, вот они - чудовищные итоги последних пяти лет правления антинародного режима. В это время властью особенно активно, при умелом использовании пропагандистских приемов, современных PR-ходов и рекламных технологий, спаивалась, развращалась и криминализировалась не только Харьковщина, но и вся страна. Стало модным употреблять жаргонные слова, петь блатные песни, бравировать своими связями в преступном мире. Ветераны рассказывают, что такое уже было в нашей истории - сразу же после войны.



Мы здесь, на себе, можно сказать, почувствовали, что это такое, когда за одну лишь неделю ноября, предшествующую выборам главы государства, родственник бывшего руководителя области, оказался владельцем престижных зданий, территорий и предприятий. Посмотрите на экран, посмотрите на эти здания в самом центре города, оказавшиеся в руках одной семьи. И это только лишь видимая часть айсберга.



Только человек, уверенный в своей полной безнаказанности, мог пойти на такие действия. Я подчеркну, все они, бывшие руководители, абсолютно были уверены в собственной безнаказанности, и потому действовали жестко и цинично.



Вот здесь и возникает вопрос о том, где были наши правоохранители, почему они не реагировали? Если не знали, то почему? Если знали, то выходит, покрывали, уводили от ответственности коррумпированных чиновников! Но как же тогда хватало времени на прослушивание политических оппонентов и слежки за ними?!



Уверяю присутствующих, что законность и в этих вопросах будет восстановлена. По крайней мере, областная администрация сделает все в этом направлении.



Организованная преступность и коррупция, несомненно, главный, системный барьер на пути экономического развития страны. Она же носит ярко выраженный политический контекст, поскольку именно из-за коррупционных действий, закрытости и клановости старая власть полностью и справедливо потеряла доверие народа. Криминализация углубила свое влияние во всех сферах жизни, преступность вовлекает в свою орбиту все новых и новых членов общества, а правоохранительные органы не только не контролировали ее разгул, но и сами, порой, становились орудием в руках «боссов», «донов» и так далее. На этом фоне правоохранительные органы и, в первую очередь, милиция, не только утратили доверие народа и исчерпали лимит уважения, но и испытывают сейчас явную неприязнь со стороны все большего числа граждан. Все чаще и чаще мне и моим коллегам по администрации прогрессивно настроенные харьковчане задают вопрос, когда прекратится произвол людей в милицейских погонах? Когда перестанут, в угоду мнимому улучшению показателей следственно-оперативной работы, пытать и истязать собственных граждан?



Лавина жалоб на некачественную работу милиции, безграмотность, хамство, жестокость, обвинительный уклон и полное попрание Конституционного постулата о презумпции невиновности - вот неполный перечень претензий харьковчан-граждан к харьковчанам-милиционерам. К сожалению, это не полный список беззаконий, творимых теми, кто эту законность должен свято хранить. Самое страшное заключается в том, что никто, повторяю, никто не защищен от этого произвола. Как работают такие, с позволения сказать, правоохранители, и чьи заказы они выполняют, можно увидеть на таком примере. Речь о нашем доблестном УБОПе. Заместитель начальника отдела Лукаш, заместитель начальника Управления Филиппенко, 1-й заместитель начальника Управления внутренних дел в области Казимир, согласовав свои решения с начальником отдела прокуратуры области Безбородовым, получили санкцию на негласное проникновение и снятие информации с каналов связи. Казалось бы, все сделано для изобличения страшных злодеев. Как эта борьба велась, против кого и как завершилась?



Работали люди в погонах (и без) напряженно, долго, но, в конце концов, дело быстро уничтожили, поскольку фигурантами по делу был никому неизвестный Сергей Шеметов и некий Арсен Борисович Аваков.



Не удивляйтесь, это я. Ведь я не скрывал своих политических взглядов и устремлений. Поэтому, в самый напряженный момент политической борьбы за власть, за мной, видимо, нужно было подсматривать и подслушивать. Возражений нет, действуйте, господа, и далее в том же ключе, тем более, что мне известно, что совесть вас не мучает и вы продолжаете разрабатывать подобные планы на будущее. Повторяю, господа, действуйте, но тогда признайте публично, что УБОП есть органом политического сыска и давления более, чем органом борьбы с организованной преступностью.



Я хочу спросить у присутствующих, когда высшее и должностное лицо области заявляет о его незаконном прослушивании, это есть предмет для разбирательства или возбуждения уголовного дела? Или и это окажется полемикой? Я сейчас задаю риторический вопрос. Или это останется вопросом, который поднимается в прессе и не более того?



Я также теперь понимаю, почему мой советник по политико-правовым вопросам отписывается от анонимок и инспирированных тем же УБОПом заявлений, за критику в адрес этой могущественной организации. Я также понимаю, почему сегодня есть арестованные сотрудники из числа личного состава УБОПа. Конечно же, я не предрекаю результат досудебного и судебного разбирательства в отношении этих лиц. Я только лишь подчеркиваю, что мы создали организацию (УБОП), над которой, видимо, не властен ни прокурорский, ни судебный, ни общественный контроль. Областная государственная администрация преисполнена решимости, вместе с Вами, надеюсь, положить конец творимому произволу.



Мнимая борьба и дутые результаты - так харьковчане характеризуют деятельность милиции. Я с такой оценкой полностью согласен.



Очень печально, но не могу не привести и смешной, если не сказать анекдотичный пример, ставший мне известным по результатам личного приёма граждан. Послушайте, пожалуйста, как ведется у нас борьба с коррупцией. Из постановления судьи Ленинского района г. Харькова Проценко следует, что гражданин Коваль, посягал на установленный порядок подачи информации об обязанности вести борьбу по уничтожению амброзии полынно листовой. Вот так! Это не все, поскольку на акт госинспекции по карантину растений, необходимую информацию не предоставил тот же Коваль, почему-то далее по тексту названый гражданином Семенцом, признан виновным в нарушении Закона Украины «О борьбе с коррупцией» и подвергнут штрафу. Не знаю, как вам, а мне не смешно, потому что произвол сотрудников правоохранительных органов освящен постановлением суда.



Могу ли я спросить наших судей, нормально ли это?



И второй вопрос. Почему из 64 административных материалов о коррупции, наказание, в виде запрета занимать должности на государственной службе, применено лишь в отношении 1 лица?



И третье. В свете этих примеров, хотелось бы услышать от руководителей правоохранительных органов, удовлетворяет ли их такой уровень, такой, с позволения сказать, стандарт качества в работе, когда Закон Украины применяется больше для расправы с мелким чиновничеством и дутых победных реляций, нежели для борьбы с действительным злом? Здесь же возникает и другой вопрос: неужели именно сейчас, когда 87% наших сограждан считают коррупцию основным злом, с которым они встречались, нужно внести изменения в Закон и ограничить борьбу с этим гнусным явлением только лишь штрафом? Впрочем, это вопрос уже к нашим законодателям, которые присутствуют в зале.



Борьба с коррупцией должна носить системный и комплексный характер. И для этого важно понимать условия и предпосылки появления коррупции.



Сошлюсь на российский пример. В свое время эксперты, проанализировав принимаемые Госдумой законы, пришли к неутешительному выводу и даже ввели в оборот слово «взяткоемкость». Дело в том, что подавляющее количество законов создавали условия для коррупции, в частности, взяткоемкость Закона о банкротствах специалисты оценили в несколько миллиардов долларов в год!



Подчеркиваю, важно бороться с причиной коррупции, а не только с ее следствием.



Хочу сказать несколько слов о судебных исполнителях, которые исполняют решения судов. В Харьковской области это настоящий бизнес. Я удовлетворен теми переменами, которые произошли у нас в управлении юстиции. Но, дорогие друзья, я сейчас сталкиваюсь с примерами, когда в селах творится форменный беспредел. Когда судебные исполнители изымают технику, оценивая, скажем, трактор в 120 гривен, действующий грузовик в 600 гривен и так дальше. Это целое направление в бизнесе. С этим надо заканчивать. Другой пример, банкротство государственного Ивашковского завода. Это искусственное банкротство. Из 400 гривен задолженности выросло требование в несколько миллионов, обязательства ставят на 600 с лишним процентов годовых и рассматривают дело о банкротстве государственного предприятия. Областная администрация не станет проходить мимо этих явлений, будет решительно бороться. Призываем правоохранителей поддержать нас.



Для нас совершенно очевидно, что за истекшие пять лет, и особенно в 2004 году, руководители правоохранительных органов, таможни, налоговых служб со своими задачами не справились.

Прошу еще раз обратить внимание на экран.



На вопрос: «Кому Вы в своей повседневной деятельности давали взятки?»,- получен ответ - сотрудникам налоговой службы - 54%, органов МВД -29%, таможни — 14%, — таков ответ респондентов.



А теперь посмотрите на экран. На нем ответ на вопрос, какие органы в своей деятельности чаще всего используют провокации.



«Чемпионом», естественно в кавычках, по поборам и взяткам стала, судя опросам, налоговая служба. Таковы данные за 2003 год, но они характерны и для 2004 года.



Сейчас произошла замена руководителя налоговой администрации, и мы вправе ожидать, что Евгений Юрьевич Кузькин, назначенный на прошлой неделе, проявит свои лучшие качества и сумеет сломать, как неутешительную статистику относительно своего ведомства, так и стереотипы внутри службы. Мы также полностью доверяем вновь назначенному начальнику Управления внутренних дел МВД Украины в Харьковской области Репешко Игорю Владимировичу и новому начальнику областного УБОПа. Рассчитываем, что именно этим людям удастся сломать негативные традиции в ваших службах.



Для меня лично не стоит вопрос некомфортных отношении, когда дело касается принципов. Всякий раз, когда приходится сталкиваться с негативом, всплывает так называемый «человеческий фактор" - портить отношения или нет. Я хочу, чтобы мы все четко представляли: обратная сторона нашей лжетерпимости - это социальные язвы общества. Приватизированный за копейки объект - это не полученное школьниками питание. Сокрытие налогов - рушащиеся театры и библиотеки. Взятка чиновнику - рост цен и задержка зарплат. Такова цена вопроса. И связь между «лжетерпимостью» и социальными язвами самая что ни на есть прямая. Так что, спрашиваю я, будем терпеть? И отвечаю вам - нет!



Хочу предложить любому вопрошающему такое сравнение. Когда неудобно говорить о коррумпированности, но мы видим, что недобросовестный чиновник или человек в погонах, что называется, умеет жить, а с другой стороны, ребенка привозят в ожоговый центр и ему нельзя помочь, потому что нет специальной кровати. Когда мы ставим на весы два этих примера, то у меня нет сомнений. Точно так же как, надеюсь, и у вас.



Уважаемые коллеги, мы уверены в чистоте сотрудников Службы Безопасности Украины. Это радует. Но все ли так хорошо? Мы хотели бы видеть в лице спецслужбы активный, боевой отряд, способный решать сложные задачи, если, увы, другие участники наших совместных действий оказываются не на высоте.



Думается, что именно Управление СБУ в Харьковской области должно было своевременно реагировать на нарушения закона, особенно в приватизационных процессах, было обязано усилить свою роль в профилактике коррупции и привлечению к ответственности коррумпированных чиновников, а также не допустить нарушений избирательного права и фальсификации выборов. Почему-то расследование дел этой категории затормозилось. Владимир Николаевич об  этом уже сказал в своем выступлении. Я тоже прошу уделить этому серьезное внимание. Может быть с учетом специфики и компетенции Служба окажет помощь в этом расследовании.



Несколько слов о границе.



Правильно говорят, что нищий таможенник опаснее вооруженного контрабандиста. Для Харьковской области вопрос границы и таможни крайне актуален.



Граница имеет значительную протяженность по территории нашей области и состояние дел на ней напрямую связано с криминальной ситуацией. Продолжается контрабанда, поток нелегальных мигрантов, нарушение пограничного режима. Пользуясь своим участием в заседании Комитета, хочу попросить народных депутатов обратить внимание на эту проблему, поскольку практически открытая, почти 350-ти километровая граница, серьезно отягощает оперативную обстановку в области, вовлекает в криминальную орбиту все новых и новых людей. Нужна как общегосударственная, так и областная программа действий, направленная на поддержание соответствующего режима государственной границы.



Хочу подчеркнуть, что недовольство граждан органами осуществления оперативно-следственной, прокурорской и судебной деятельности достигло наивысшей точки.

Я обращаюсь к присутствующим в этом зале. Сознаем ли мы, что обязаны положить конец произволу? Или молча будем продолжать сносить все надругательства? Общество уже готово к тому, чтобы отказаться от услуг таких правоохранителей. Необходимо в корне менять сложившуюся ситуацию.



Процесс очищения не прост. Но поймите, нельзя исцелить общество, не исцелившись самим! Кощунственно и цинично звучали заявления прошлой власти покончить с коррупцией и теневой экономикой! Власти, которая держалась на трех китах: мздоимстве, двойных стандартах и преступности.



Никогда не научит ничему доброму и светлому аморальный, берущий взятки учитель. Ему просто не будут верить. Ему будут подчиняться. Может быть. Но верить не будут. Ни учителю, ни в то, что существует Справедливость.



Так же обстоит дело и в отношениях власти и народа. Правоохранительные органы есть острие власти, и ему надлежит быть чистым и незапятнанным.



В Украине появилось гражданское общество. У граждан Украины появилось чувство собственного достоинства. И это ли не наше главное завоевание!



С учетом проведения заседания Комитета Верховной Рады в Харькове и сознавая всю ответственность, возложенную на меня Президентом страны Виктором Андреевичем Ющенко, хочу сформулировать несколько пунктов в работе областной администрации:



1. Подготовить в  двухнедельный срок и  доложить проект региональной программы противодействия контрабанде и реализации на внутреннем рынке незаконно ввезенных товаров, а также мер по поддержанию надлежащего режима государственной границы.



2. Подготовить в  те  же  сроки областную Программу противодействия коррупции и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.



3. Руководителей правоохранительных ведомств и служб до 1 мая текущего года прошу определиться и  доложить о целесообразности разработки Комплексной областной программы противодействия организованной преступности и коррупции.



4. Наладить конструктивное сотрудничество с органами судебной власти, учесть замечания и  критику граждан относительно деятельности местных судов первой инстанции.



5. Систематически анализировать и обобщать практику деятельности правоохранительных органов, уделяя особое внимание защите законных прав и интересов граждан.



6. Для  осуществления этих задач считаю необходимым создать областной Координационный комитет противодействия преступности. Предлагаю до 1 мая всем заинтересованным лицам и службам доложить предложения по данному вопросу.



Это тем более необходимо, что, видимо, сегодня на заседании Комитета будет принято решение, которое нам предстоит не только выполнять, но и регулярно отчитываться о ходе его выполнения.



Уважаемые коллеги!



… Французский философ сказал: из плохих граждан получаются хорошие рабы. К счастью, Украине не грозит рабовладельческий строй! Мы - граждане великой страны. Но это право и честь быть гражданином надо защищать. В этом я вижу нашу совместную, главную задачу.



Спасибо за внимание.

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1113432260.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua