Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 19-05-2005
Тенгиз Гудава: ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА
Новини Центральної Азії та Кавказу

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1116512116.html

Надо слишком ненавидеть людей, чтобы думать, что они будут жить по уши в дерьме, при этом ушам своим не верить. Именно так живут люди там, где свершаются революции – цветные, цветочные. Это цветы погребальные для власти, ставшей террористом.

Нельзя долго обманывать весь народ, а Шеварднадзе обманывал. В мелочах и в большом врал народу, гнобил и гноил его, достигнув поразительного результата: самая зажиточная республика СССР стала самой нищей. Грузин, известный своим «палто нэ нада», пошел в швейцары, но не швейцарцы. В итоге на политическую могилу «Белого Лиса» принесли алые розы…

Кучма к концу своего властвования научился головку держать, но у Украины-то голова упала. Сей деятель, есть подозрения, причастен к убийству журналиста Гонгадзе, поэтому Украина пошла по грузинскому пути. Кучму повесили на Майдане на оранжевом шарфе и поделом. Но какой политтехнолог придумал вместо одного уголовника выставлять другого – история умалчивает.

В Киргизии власть приговорила себя во время Аксийских событий, когда милиция убила пятерых демонстрантов. В Андижане милиция убила 500. Догадываетесь какой приговор зачитывается сейчас в суде истории в отношении Каримова!.. Тут, увы, не цветочками пахнет, а уже ягодками, в любом расширительном смысле этого слова.

Все люди равны. Всех создал Создатель и все имеют равные права. Права на счастье, на успех, на полноценную жизнь – такую, какую рекламирует человечество. Что происходит в природе, когда эти непреложные законы нарушает очередной безголовый «башист»? Образуется разность потенциалов, т.е. напряжение, и чем оно выше, тем вероятнее удар тока, т.е. революция, восстание, бунт, если хотите террористический акт. В любом случае кого-то шандарахнет.

Почему житель богатой Ферганской цивилизации должен ощущать себя изгоем цивилизации современной? Кому дано право массы людей приговаривать к нужде? К ущербности и лицевым искажениям в стиле персонажей с картин Босха? Кто это сдвигает стрелки с века 21-го на 17-ый?

Создается разность потенциалов (статическая дестабилизация) и неважно, что в такое наэлектризованное поле внести: дядю Сэма, дедушку Маркса, команданте Че, Мухаммада Ибн Абд-аль- Ваххаба или серийного избирательного жулика, - оно превращается в проводник, через который несется заряд и статическая дестабилизация вмиг превращается динамическую. По сути, «проводник» определяет цвет возникшего катаклизма и «бархатистость» его.

В Ферганскую долину ничего кроме радикального исламизма пока не вносится, отсюда зеленый оттенок даже у требования «Дайте работу!». Видит Бог (Аллах) радикализм тут естественен как и сам ислам. Против государственного терроризма народный террор уместен, как кулак против ножа бандита. Сзывать людей после андижанской бойни на лекции о политкорректности все равно, что узникам Освенцима играть бетховенскую «Оду к радости» - это цинизм, только увеличивающий дестабилизацию. Отсюда я бы сильно посоветовал правозащитным организациям не дискредитировать священные идеалы и не предлагать трагическому населению долины праздную «свободу» или упраздненную «демократию» с «правами человека» (человек этот – И.Каримов).

Мы знаем, кто виноват. Но не знаем, что делать. Впрочем, я знаю.

Максимально контродуктивными являются следующие тезы:

- «Каримов сукин сын, но наш» (чей это?)

- «Каримов плох, но исламисты хуже» (почему?)

- «Надо их давить (исламистов, Ислама Абдуганиевича, шайтана)» (всех не передавишь!)

- «Не надо ничего – сами разберутся» (не разберутся!)

- «Во всем виновата одна причина (исламский экстремизм, каримовский авторитаризм, американский экспансионизм, московский пофигизм)» (причина не одна!)

- «Надо работать на контрреволюцию» - тезис Глеба Павловского (судьбу контры все знают!)

- «Надо работать на революцию!» (судьба революций тоже хорошо известна!)

- «Надо на эволюцию работать» (т.е. вовсе не работать!).

Итак, я бы преобразовал русский вопрос «что делать» в американский «что не делать».

Не стоит демонизировать партию «Хизб ут-Тахрир», стоящую на принципе ненасильственных действий и призывающую к созданию Халифата. Коммунисты тоже имеют в виду свой халифат – коммунизм, но их не запрещают. В Узбекистане представители этой партии настойчиво призывали власти к телевизионным дебатам и все пробы таких дебатов заканчивались убедительной победой исламистов. Вывод? Сами делайте выводы, но запрет этой партии, но гонения на ее членов – лучший способ вирулизации бытового ислама, превращения его в патогенную экстремистскую форму.

Не стоит вешать всех собак на президента Каримова – ему и так тяжело. Не стоит и президентов демонизировать, они тоже хотели как лучше: власть во все времена имеет одни и те же законы существования. И не виноват тот или иной президент, что в данной исторической среде он скорее падишах – среда диктует такую форму «президентства», среда лепит. Среду надо менять!

Не пригодна сегодня для Ферганской долины доктрина прав человека в хельсинкской ее форме – не достигает она тут эффекта, потому что эта долина от Хельсинки чрезвычайно далека. Ведь не стоим же мы на британской Великой Хартии Вольностей 13 века, привносим в формулировки о правах человека новые и новые качества, количества. Почему же если есть временная координата форм и формулирования этих прав, не должно быть координаты пространственной? Должна быть. Права универсальны, как наш Создатель, но пишутся и читаются они по разному: Христос, Иегова, Аллах….

Ферганская долина – это религиозно-политический образ тех пространств современности, где возникает проблема ПЕРЕВОДА. Библия не переводится в терминах Корана. И наоборот. Доктрина прав человека (демократии) не переводится в доктрину мусульманина (веры). И наоборот. Проблемы власти не переводятся в проблематику подвластного. И наоборот.

Таких «Ферганских долин» на современном глобусе тьма. Везде стращают исламистским боевиком (зачастую мифическим), везде люди страдают (везде реально), везде безысходность и нравственная глухонемота. Везде торжествует невежество и высятся стены взаимного непонимания, выше и тверже берлинских.

Разве Запад прав в отношениях с Востоком? Разве Запад понимает Восток лучше, чем Восток понимает Запад? Разве недавняя история с « Newsweek» не говорит о тотальном невежестве Запада, провоцирующего новые 11 сентября? Разве бездумное целование каримовского режима и величание его «стратегическим партнером» не есть моральный дефект Вашингтона, объясняющий ненависть к нему со стороны жертв такого «партнерства»? Разве то, что на американском Радио Свобода в самый канун ожидаемых драматических событий в Центральной Азии была закрыта программа «Центральная Азия» не говорит о головотяпстве, не менее опасном, нежели листовка «Хизб ут-Тахрир»?

Решение проблемы «Ферганская долина» может быть только путем наведения мостов между этой долиной и нашей демократической «близью», причем мостов с двусторонним движением. Западу (в данном случае с включением в него России) надо избавиться от духа Крестовых Походов, которые воспринимаются исламским миром как Холокост воспринимается евреями.

И вообще, следует признать законом природы тот факт, что ислам бытовой превращается в ислам экстремистский там и тогда, где и когда на этот ислам начинают давить. Иранский шах хотел вестернизировать страну – в итоге Исламская революция. СССР хотел оказать Афганистану «интернациональную помощь» - в итоге появились интернациональные моджахеды…

Москва и Фергана.

Слишком много в Советском Союзе говорили о реакционерах. В итоге вся внешняя политика сегодняшней России превратилась в одну сплошную реакцию на уровне лягушачьей лапки. Априори прокляты Кремлем все революции, априори во всех виновата Америка, не ведающая в какой Африке находится Азия. Кремль готов защищать всех «батек» земли и не замечать страданий людей, на этой земле влачащих бедственное существование. Пророчески описал эту российскую странность грузинский философ Мераб Мамардашвили:

«В тоталитарном государстве существует традиция - невозможность автономного существования социальных сил помимо государства и власти. Такое государство очень хорошо понимает, что любая спонтанная ассоциация людей - его враг. То, что от тебя не зависит и красиво или истинно само по себе, все это опасно и неприемлемо. Этот феномен, всегда существовавший в России, создал советское государство. Если русский народ сам не преодолеет эту структуру, никто не сможет за него произвести духовную революцию. Революция ведь не производится извне, и Россия затонет, погибнет окончательно. По такой же структуре происходит ее непосредственная, неполитическая и этим еще более опасная реакция на национальные проблемы. Национальная независимость - это автономный феномен, который воспринимается как опасность и враг. Русские чувствуют опасность перед чем-то, что является существующим само по себе, и в них возникает агрессивная обида, основным элементом которой являет то, что кто-то для себя что-то захотел. Этого достаточно, чтобы русский обиделся ».

Русский обижается, американец надувается, европеец опасается, а Ферганская долина превращается в котел. Еще немного и он взорвется.

19 мая 2005 года

Прага

http://ames.kiev.ua/news/?id=204

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1116512116.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua