Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 20-05-2005
Андрей Нестеров: Сегодня на совещании у Ющенко украинскому авиастроению подрежут крылья

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1116589391.html

Сегодня, ни у кого нет сомнения в том, что украинское авиастроение требует более тесной интеграции, причем не только с внутренними, а и с российскими производителями. Иначе его ожидает гибель. Однако цели и направления этой реформы основными участниками конфликта видятся по-разному. Правительство выступает за создание консорциума. Согласно этой логике АНТК, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и киевский авиастроительный завод "Авиант" должны объединиться на достаточно либеральных принципах, с сохранением относительной независимости каждого участника, учитывая их неготовность к полной интеграции. Это позволит всем участникам развиваться равномерно и со временем плавно перейти к теснейшему слиянию.

Второй центр влияния во главе с Госсекретарем Александром Зинченко избрал радикальный путь – жесткий концерн с подчинением всех членов единому руководителю. Таковой уже фактически найден. Это директор харьковского завода Павел Науменко. Определен и час «икс», когда будет заложен первый камень в основу концерна. На 20 мая запланировано совещание у Президента Украины, естественно в присутствии Зинченко, где должно быть принято соответствующее решение о начале слияния.

Интересно, что сопротивление авиастроителей, включая и связанных с Харьковским заводом, вызывает не столько форма, сколько принципы планируемого объединения, а также неоднозначная личность возможного руководителя.

Сначала о первом. Харьковский завод в отличие от других двух участников является убыточным, причем настолько, что впору поднимать вопрос о банкротстве и открытии против его руководства уголовных дел за расхищении средств в особо крупных размерах.

Согласно справке, полученной в службе первого вице-премьера Анатолия Кинаха, за последние три года финансовое состояние предприятия ухудшилось в 4 раза. И это при том, что программа АН-140, которую ведут харьковчане, существует в условиях технопарка, то есть пользуется льготами по НДС. В 2001 году нынешний директор принял предприятие с кредиторской задолженностью в 240 млн. гривен. Сегодня же он «успешно» довел общий долг до 910 млн. В лучшем случае в нынешнем году будет произведено 3 самолета АН-140 и 4 – АН-74 общей стоимостью 328,6 млн. гривен. Этого никак не хватит для погашения долгов предприятия. Ведь только для нулевой рентабельности необходимо изготавливать 12 самолетов в год. Такие объемы харьковскому заводу не под силу, что, впрочем, не мешает ему замахиваться на лидерство во всеукраинском концерне.

Кроме того, нехватка оборотных средств уже сегодня вряд ли позволит заводу выполнять заявленные объемы серийного производства и выполнить контрактные обязательства относительно сроков сдачи. О наращивании производства нечего и говорить. Это полная утопия. Вообще, каких-либо логичных объяснений того, почему руководителю убыточного предприятия, который к тому же и довел его до краха, государство готово доверить судьбу всего авиастроения страны придумать невозможно.

Хотя все можно объяснить гораздо проще. Поговаривают, что Науменко и Зинченко объединяет бурная комсомольская молодость, а также желание оседлать потенциально рентабельную отрасль, прибыльность которой исчисляется сотнями миллионов долларов. Ведь на АНТК есть несколько практически готовых самолетов, которые можно продать, а на вырученные средства успокоить кредиторов харьковчан, угрожающих им судом. Так можно за чужой счет решить собственные просчеты. К тому же, не исключено, что не все деньги попадут по назначению…

Оказывается, что экономическая целесообразность для себя в наше время гораздо более существенный фактор, чем национальные интересы страны.
Кстати биографии Зинченко и Науменко весьма схожи. Оба они были активными сторонниками режима Леонида Кучмы, и оба его сдали. Разница лишь в сроках «отхода».

Так, во время последних выборов господин Науменко выгонял своих рабочих на забастовку против «ставленника Америки», «самозванца-мессии», а по совместительству лидера «нашистов» и «ряженных зомби». Именно так газета «Событие», приближенная к Науменко, называла кандидата в Президенты Виктора Ющенко. Она же из номера в номер на правах политической рекламы печатала целую страницу с символикой Виктора Ющенко, наполненную маразматическими фантазиями. Там от имени нынешнего Президента сообщалось о его планах ликвидировать украинскую армию и военную промышленность, создать в Украине плацдарм США для агрессии против России, предоставить территорию страны для захоронения отходов со всего мира, закрыть границы с Россией, сформировать «олигархический клан Жвания-Мартыненко-Порошенко» (некоторые из них, кстати, поддерживают создание концерна) и другие клинические вариации. Сохранилось также подписанное Науменко письмо к Президенту Кучме от 24.11.04, призывавшее тогдашнего гаранта «восстановить в стане порядок» и прекратить «политический авантюризм». Так директор в то время оценивал события на киевском Майдане. Однако уже 17.02.05. Науменко пишет новое письмо, на этот раз Президенту Ющенко, называя его «вельмишановним» и подписываясь «з глибокою повагою». Что ж, будем считать, что это несколько запоздалое прозрение.

Интересны и особенности производства на ХГАСЗ, где генеральный директор успешно занимается частным бизнесом. Скажем, авиазавод заказал его собственной фирме интерьер самолета, стоимостью 3,5 млн. долларов.

Впрочем дело не столько в моральном облике планируемого лидера отечественного авиастроения, сколько в другом. Сегодня в стране продолжается политика, свойственная развитому кучмизму. Несколько фаворитов чувствуют в себе уверенность от имени Президента принимать стратегически важные решения, не подкрепленные расчетами и не обоснованные серьезными аргументами. Это угрожает не только авиастроению, а и существованию демократии в Украине.

Подозрительно быстро вчерашняя оппозиция забыла о силе Майдана, который привел ее к власти. Однако они имеют возможность, прочувствовав мягкость кресел на Банковой, ощутить менее комфортные условия. Скажем, те, которые стали привычными для господина Колесникова. У Майдана хватит на это сил…

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1116589391.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua