Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 24-05-2005
Бензиновый кризис: Конца не видно. А он есть
Грані +

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1116949086.html

Подивитися карти нафтотранспортних систем:

України
Європи

---------------------------

Павло СОЛОДЬКО

В Украине нефть — кровь не только экономики, но и политики. Официальный Киев в который раз ощутил, как российские нефтетрейдеры могут влиять на устойчивость действующей власти. Новая власть или найдет возможность бороться с подобным явлением, или станет зависимой от нефтетрейдеров до собственного конца. Пока что чиновники, как и их предшественники, не смогли предоставить журналистам и общественности ясную программу диверсификации нефтяных поставок.

В разгар нынешнего кризиса премьер Юлия Тимошенко заявила, что правительство срочно предприняло ряд тактических антикризисных мер, а именно: массовую закупку бензина за рубежом и отмену импортных пошлин и акцизов на нефтепродукты (соответствующий закон принял парламент). Правда, приобретение бензина, который сейчас, по словам премьера, "идет, плывет и летит" в Украину из Мозырского НПЗ (Беларусь) и стран Балтии, ничем, кроме слов премьера, не подтверждено. Никто так и не узнал подробностей — по какой цене закуплен бензин, куда и когда он конкретно поступит, и из каких бюджетных источников взяты деньги (или, может быть, платил не бюджет?)

Еще одна авральная мера — заявление премьер-министра о массовом строительстве "за 2 — 3 месяца" тысячи автозаправочных станций "Укрнафты" — относится скорее к пиар-давлению на монополистов. Несколько месяцев назад "Укрнафта" хотела увеличить количество подконтрольных ей АЗС с 391 до 800. По информации "Граней плюс", правительство называет еще большую цифру — до 1400. Это займет минимум год и будет стоить 200-300 миллионов гривен. Наверное, подобные планы следует отнести скорее к стратегическим планам обретения независимости от российских нефти и нефтепродуктов.

Нынешняя власть уже провозгласила свою готовность решать проблему в принципе, то есть искать постоянные — альтернативные российским — источники нефти. Но от готовности до практического выполнения подобных планов — огромная дистанция. Нужны время, деньги и единая политическая воля всего руководства страны довести дело до конца.

Один из наиболее приемлемых вариантов спасения от нефтяной зависимости — переход на газ. Технологии и опыт в Украине уже существуют. Для того, чтобы украинский автолюбитель согласился устанавливать на машину газовые баллоны, необходимо потратить много средств и еще больше времени для строительства газозаправочных станций, сети техобслуживания, а также на рекламу газового топлива. По нашей информации, в правительстве уже обсуждается идея о переводе на газ сельскохозяйственной техники — это поможет избежать нынешней коррупции в аграрном секторе, связанной с льготными ценами на дизтопливо и бензин. Но и в Кабмине осознают — такое внедрение растянется не на один год. Что же касается бензина, то уже озвучен ряд связанных между собой стратегических инициатив. Рассмотрим их подробнее.

Создание вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Это вопрос не столько финансовый, сколько политический. Базой для создания ВИНК называют государственного добытчика и переработчика сырья "Укрнафту". Компанию сейчас контролирует группа "Приват", и попытки передела акций и перестановки менеджмента могут обернуться громкими скандалами и долговременными переговорами. Вопрос "Укрнафты" был неприятен и для предыдущей власти — "регионалы" даже угрожали выйти из тогдашнего парламентско-правительственного большинства, если "Укрнафта" получит полномочия создания ВИНК.

Строительство (модернизация) неподконтрольного россиянам НПЗ. Анонсированное Тимошенко строительство седьмого по счету НПЗ где-нибудь поближе к нефтеперевалочному терминалу "Южный" — в Одессе или в Бродах — будет стоить более 1 миллиарда гривен и займет минимум два года. Это утомительно и никому не нужно, так как даже нынешние мощности отечественных НПЗ не загружены полностью. После модернизации они смогут перерабатывать большее количество нефти и с лучшим качеством — осталось только выбрать нужный завод.

Уже всплыло две кандидатуры — Дрогобычский НПЗ, который вроде бы присутствует в "списке 29", и Кременчугский НПЗ, который не дали модернизировать нынешним инвесторам. Как считают в правительстве, цифра в 150 миллионов долларов, предназначенных для модернизации завода на берегу Днепра, притянута за уши. По расчетам властных стратегов, для модернизации большого НПЗ достаточно 200 — 300 миллионов гривен.

Самостоятельная добыча сырья в Украине и привлечение инвесторов. Добывать сырье самим — один из наиболее перспективных путей к бензиновой независимости. Сейчас Украина ежегодно добывает 4 миллиона тонн нефти (из 24 миллионов потребляемых) и 20 миллиардов кубометров газа (из 75 миллиардов потребляемых). Нефти в Украине всегда не хватало, а вот газом мы могли себя обеспечить практически полностью — в конце 70-х годов УССР добывала около 69 миллиардов кубометров газа.

Нынешние планы "Нефтегаза" предусматривают постепенное наращивание добычи отечественного сырья (газ: в 2010 году — до 23 миллиардов кубометров, в 2020 — до 26 миллиардов кубометров; нефть: в 2010 — до 4,7 миллионов тонн, в 2020 — до 6,5 миллионов тонн). Для реализации планов нужна геологоразведка, которая обойдется в несколько десятков миллионов гривен. Если они найдутся, то будут истрачены на исследование самого перспективного источника углеводородов в Украине — шельфа Черного моря.

Кроме развития структуры государственного акционерного общества "Черноморнефтегаз", которое ежегодно добывает 18 миллиардов кубометров газа и почти 4 миллиона тонн нефти, обсуждается идея привлечения иностранных инвестиций в добычу на шельфе. Каждый день работы буровой установки на глубокой воде стоит около 300 тысяч долларов, а обустройство одного месторождения — 1 миллиард. Правда, время "повторных приватизационных конкурсов" — не самое лучшее для привлечения инвесторов.

Покупка и самостоятельная добыча сырья за рубежом. Гипотетически покупать нефть мы можем в Азербайджане и Казахстане. 25 мая руководство "Нефтегаза" едет в Азербайджан, чтобы обсудить этот вопрос. Речь также пойдет и о самом перспективном варианте — добыче сырья за рубежом.

В последние несколько лет "Нефтегаз Украины" подписал несколько предварительных договоренностей о добыче нефти в Калмыкии (РФ), Азербайджане, Ливии и Египте. Деньги на это, считает компания, у нее есть. Например, осенью прошлого года руководство компании заявляло о готовности вложить для начала в разработку четырех "нефтеносных блоков" в Ливии больше 250 миллионов гривен. По расчетам "Нефтегаза", первые 2 миллиона тонн ливийской нефти станут украинскими в 2007 году. Далее, предполагается, Украина будет иметь ежегодно такой же, а, возможно, и больший объем — в случае увеличения финансовых вложений и, соответственно, расширения добычи. Но пока не решен вопрос, как попользоваться этой нефтью, то есть доставить ее в Украину. Самый простой вариант (танкерами — нереально) — продать эту нефть на месте российским компаниям, а взамен получить дополнительные поставки из России традиционным способом. Естественно, если на то будет согласие россиян.

Буквально в последние дни украинское руководство резко активизировало поиски альтернативной российской нефти в Азербайджане. 18 мая министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заявил, что достигнута принципиальная договоренность с Азербайджаном о поставках до 40 миллионов тонн нефти в год. Правда, подтверждающих заявлений с азербайджанской стороны пока не прозвучало. В Баку в этом году собирается с визитом сам Ющенко. Видимо, чтобы окончательно договориться о нефти. А пока, похоже, Украине вроде бы взялись помочь договориться с Азербайджаном США. На этой неделе с визитами в Москве, Баку и Киеве побывает министр энергетики США Семюэл Бодмэн.

Деньги на нефть, буде на то желание власти, в конце-концов найдутся. Другая сторона проблемы — доставка. Транспортировка азербайджанской нефти могла бы осуществляться через Грузию — трубопровод "Баку-Супса" уже пять лет успешно работает. Из нефтетерминала в грузинской Супсе танкеры везут каспийское сырье на НПЗ в Италии и Испании. Точно так же они могут доставлять нефть в Одессу на терминал "Южный", а оттуда по трубе "Одесса-Броды" — на НПЗ в Одессе, Дрогобыче или Надворной.

Казахская нефть, которую на восточном берегу Каспия добывает совместная казахско-американская компания "Тенгиз-Шевройл", проходит через российские трубы до Новороссийска, а там уже загружается в танкеры. Если Украина будет покупать нефть у Казахстана, то она может транспортироваться и танкерами из Новороссийска, и трубопроводом через Ростовскую область на НПЗ в Лисичанске, Кременчуге или Херсоне.

Собственных танкеров Украина не имеет, но их фрахт — дело возможное. "Укртранснафта", тестируя одесский терминал "Южный", зафрахтовала танкер у греческой компании "Минерва", а ТНК-ВР возит нефть из того же терминала на танкерах под мальтийскими флагами. В крайнем случае, мощности украинских судостроительных заводов позволят строить современные танкеры. Дело, опять же, в деньгах.

Авральный источник нефти — Персидский залив. Теоретически возможно покупать сырье там и танкерами доставлять его из Красного или Средиземного моря через Гибралтар в польский Гданьск. Через Дарданеллы и Босфор, и без того перегруженные нынешним танкерным движением, возить практически нереально из-за негативного отношения к этому вопросу Турции. Когда будет, наконец, достроен участок трубопровода от польского города Плоцк до наших Бродов, то можно использовать эту трубу для доставки сырья из Гданьска на западноукраинские НПЗ. Но эксперты отмечают — такой путь доставки экономически необоснован и возможен лишь в чрезвычайных ситуациях.

Создание стратегического запаса нефти. Одна проблема — место хранения этого запаса — уже решена. Пустующие резервуары одесского нефтетерминала "Южный" могут принять 200 тысяч тонн сырья. Остается найти нефть, чтобы их заполнить.

Итак, нужны деньги и желание. Что касается денег, то, во-первых, любая независимая страна должна найти деньги на обеспечение энергетической безопасности, иначе нечего ей называться независимой. А во-вторых, "Грани плюс" так и не услышали от экспертов хотя бы приблизительной суммы, которую Украине нужно потратить на диверсификацию источников поступления нефти в страну. По нашему мнению, это более чем убедительно свидетельствует: за все годы независимости никто в Украине всерьез не занимался подобными расчетами. Займется ли ими власть нынешняя — вопрос тоже пока открытый.

Версія до друку // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1116949086.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua