Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 18-06-2005
Илья Хоменко, Владимир Фоменко: Кто разрешил «прослушку» телефонов нынешнего руководства страны?

Версія до друку // Відповісти // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1119097944.html

Документальных подтверждений тому, о чем речь пойдёт ниже – не существует. (По нашим данным – бумаги уничтожены руками того самого человека, который и подписывал их. Кто предоставил ему доступ к этим материалам и позволил лично поднести к ним зажигалку – тема отдельного разговора).
Вместе с тем – расследование обстоятельств, при которых осуществлялся технический контроль за коммуникационными средствами нынешней политической суперэлиты – вполне возможен. При условии, если найдутся желающие беспристрастно во всём разобраться. (Что само по себе весьма сомнительно. Ведь раскрытие резонансных преступлений прошлого всегда заходит в тупик – когда натыкается на персонажей, вмазанных в грязь былых времён, но облечённых властью по-прежнему. А с «прослушкой» - вне всякого сомнения, как раз такой случай).
Обстоятельства вынуждают нас отказаться от категорических утверждений и сформулировать суть в виде открытого информационного запроса. При этом достаточно сложно указать институцию, куда он может быть адресован. Ясно как день, что наиболее проинформированные о происходившем службы – как раз наименее заинтересованы в установлении истины.
Итак.
Правда ли, что накануне президентских выборов спецслужбы получили официальное санкцию на оперативные мероприятия, направленные против лидеров оппозиции? В частности, прослушивание телефонных разговоров лиц, являющихся сегодня высшими руководителями государства? (Среди прочих фигурантов – нам называли фамилии Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко). Разрешение это было антизаконным по своей сути. Ведь, фактически, речь шла не о раскрытии уголовных преступлений, а об информационном обеспечении механизма политических преследований. Вместе с тем, оно было процессуально оформлено в соответствии с буквой закона.
Действующее законодательство предусматривает строго определённый механизм оформления санкций такого рода. Выдача подобных юридических документов находится в компетенции апелляционных судов.
Правда ли, что разрешение прослушивать телефоны лидеров оппозиции было «прокручено» через Апелляционный суд одной не очень удалённой от столицы областей?
Суд, руководитель которого надёжно «висел» на крючке компромата чисто экономического свойства (пару раз разоблачался как коррупционер – громко, с публичным скандалом – и оба раза каким-то невероятным образом «отмазывался»?)
Как сообщил нам один из тех, кто по долгу службы имел доступ к информации подобного рода – документы по данному вопросу сгинули. По словам этого человека, наиболее заинтересованный в сохранении тайны чиновник получил возможность уничтожить уличающие его материалы «своими ручками».
Возможно ли установить истинность подобного утверждения? И ещё. Могут ли пропасть столь важные документы – бесследно? Поясним свою мысль. Полтора десятка лет работы в области журналистского расследования убедили нас в том, что – при известной степени заинтересованности или халатности – можно потерять, скопировать или уничтожить документ любой степени важности и секретности. Кажущийся незыблемым порядок делопроизводства правоохранительных органов и спецслужб на поверку оказывался столь же надёжным и прочным, как ряска над «окном» болотной трясины. В нашей практике случалось разбираться и с уничтожением вещественных доказательств, и с пропажей отдельных (ключевых) документов по уголовным делам. Был даже случай, когда и целое уголовное дело потерялось (факт подтверждён прокуратурой). Но в то же время нейтрализовать абсолютно все информационные источники, свидетельствующие о том или ином преступлении, очень непросто. Даже человеку, облечённому политической властью, не всегда это по силам. Порой – отыскать их можно в самых неожиданных местах. (Например, копии экспертных заключений по благополучно умершим «хлебному» и «нефтяному» делам сохранялись какое-то время в архиве Черниговской региональной торгово-промышленной палаты).
Так вот. Можно ли установить факт проведения оперативных мероприятий против лидеров оппозиции (нынешнего украинского руководства), круг лиц, формально и неформально причастных к выдаче разрешений на проведение действий такого рода, а также судьбу документов, послуживших юридическим основанием для спецмероприятий?
Информация, сформулированная нами в виде открытого информационного запроса, получена из двух независимых конфиденциальных источников. Надёжность их не вызывает сомнений. Вместе с тем – имена и должности людей, обратившихся к нам по данному поводу, никоим образом не могут быть названы. Они и так пошли на значительный профессиональный и личный риск, разглашая потенциально опасные сведения. Вместе с тем, зная о фактах подобного рода, замалчивать их – недопустимо для любого порядочного человека (а уж тем паче для профессиональных журналистов, коими мы являемся).
Тема, поднятая нами, имеет отношение – не к прошлому, а к настоящему и будущему страны. Большинство людей ведь даже не догадывается о той жути, что была им уготована. Простое сопоставление фактов наводит на мысль, что так и не раскрытые новой властью резонансные преступления – от немотивированного убийства журналистов до создания насквозь криминальных секретных спецподразделений под крышей органов охраны правопорядка – было лишь своего рода «учениями». Подготовкой к развороту государственного корабля на курс диктатуры гаитянского образца времён «Папы Дока» – с ничем не ограничиваемой властью криминального капитала и «эскадронами смерти». Карательными органами, повязанными не только круговой порукой, но и невинно пролитой кровью.
Коррумпированной судебной власти в этих процессах отводилась исключительно важная роль. Роль вывески, витрины. Инструмента окончательного подавления гражданских свобод – и, вместе с тем, фасада, придающего видимость законности процессам, отрицающим основные принципы (да и саму сущность) права. Тирания нуждается в законниках, которые со ссылкой на соответствующие статьи и параграфы назовут оппозиционеров уголовными преступниками – ещё более, чем в палачах.
Вот что даёт нам основания считать свой открытый информационный запрос актуальным.
Ни единого шага по направлению к открытому обществу после революционных событий на «Майдане» Украина не сделала. Напротив. Возможность получать достоверную информацию о происходящем для большинства людей ужимается. Один из свежих примеров – замолчавшее „Радіо народної довіри”. Станция, передачи которой были известны далеко за пределами её зоны вещания.
Очень похоже на то, что нынешняя власть (с которой огромное большинство людей связывало самые искренние надежды на перемены) не озабочена соблюдением даже внешних приличий по отношению к тем, кто в неё верил. Но ведь именно искреннее желание большинства жить по совести привело новую команду на Олимп (а не некие загадочные политтехнологи и какая бы то ни было помощь извне: революции не происходят из-за того что кайзер велел перебросить через границу в запломбированном вагоне группу инсургентов или некая иностранная держава потратилась на валенки, «наколотые» апельсины, палатки и другие средства гражданского неповиновения).
Мы недавно пошли на беспрецедентный шаг. Сомневаясь в том, что наши последнее материалы размещенные на «Майдане», вызовут какую бы то ни было официальную реакцию, переслали их распечатки на имя одного из вице-премьеров Украины. С короткой припиской примерно такого содержания, что даже в советские времена факты такого рода не могли бы быть проигнорированы. Напомним: речь в материалах шла о не раскрытых и не расследованных экономических преступлениях прошлого. А также о фактах коррупции судебной власти.
Пришел уникальный ответ. Его стоит процитировать точно и полностью.
„Секретаріат Кабінету Міністрів України. вул. Михайла Грушевського, 12/2 Київ – 8, 01008. Гр. Фоменко В.1. Ваш лист. адресований до Кабінету Міністрів України, одержано і, вщпов1дно до ч. З ст.7 Закону України "Про звернення громадян", направлено 01.06.2005 за №41-0-064213/25 до Чернігівської ОДА на розгляд для повідомлення Вас про наслідки розгляду. Начальник Управління Голота Г. К.”
Супер! Во-первых, в Черниговской ОДА (речь ведь об администрации идёт, насколько мы поняли?) о происходящем не хуже нашего знают, но на виновников только обидеться могут. Новый губернатор и без нашей подсказки с парой особо злостных случаев хотел разобраться, даже публично поручение новому областному прокурору давал… Не получилось.
Во-вторых, личные обстоятельства нового черниговского губернатора (о которых в данном контексте писать не хотелось бы) таковы, что никак ссориться со столичной Фемидой ему не с руки...
Ну а в-третьих, для того, чтобы переслать в провинциальную госадминистрацию материалы о коррупции, уходящей корнями в столицу – мало руководствоваться ч. 3 ст. 7 Закону України "Про звернення громадян"… Нужно – присланные тексты попросту не прочитать…
Люди у власти сменились. С этим не поспоришь. Но механизмы, позволявшие прежнему руководству «решать дела» в соответствии с личными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, похоже, остались в неприкосновенности. Никаких гарантий, что они не будут востребованы – не существует. Скорее всего – наоборот. Грядущие политические баталии – планируются с учетом возможности их применения…
Но если это так – то, что нас ожидает, ничем не отличается (а то и хуже) всего того, что уже было…
Последний вопрос – по сути изложенного выше.
Какова судьба председателя Апелляционного суда, о котором идёт речь?
Правда ли, что после победы «помаранчевой революции» он совершил стремительный карьерный прорыв и приобщился к высшим органам судебной власти?

Версія до друку // Відповісти // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1119097944.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua