Майдан / Статті Карта Майдану

додано: 27-06-2005
Оазу Натой: Придністровський вузол і український план
www1.azi.md/comment?ID=34619

Версія до друку // Відповісти // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1119892339.html

Изменения, спровоцированные "оранжевой революцией" в Украине, вызвали повышенный интерес к позиции новой киевской администрации относительно приднестровского конфликта. 25 февраля с.г., представляя Петра Порошенко в качестве секретаря Совета Национальной Безопасности и Обороны Украины, Виктор Ющенко подчеркнул, что нерешенный приднестровский конфликт реально угрожает экономической безопасности Украины. То есть новый президент Украины осознавал масштабы экономических преступлений, совершаемых через приднестровскую "черную дыру". А 7-го марта, во время официального визита в Германию, Виктор Ющенко заявил, что в ближайшее время украинская сторона представит собственный план решения конфликта, и что начинать надо не с установления контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы, а с определения статуса Приднестовья, его гарантий и т.д.

План был представлен в рамках пятисторонних консультаций в Виннице, состоявшихся 16-17 мая. В общих чертах, этот план сводится к следующему: Парламент Республики Молдова принимает, не позже июля, Закон об основах юридического статуса "пмр" в составе Республики Молдова. Параллельно, в "пмр" сам собой происходит процесс демократизации, который увенчивается досрочными выборами в Верховный Совет. Этот Верховный Совет, избранный под международным контролем, признается Кишиневом в качестве законного и представительного органа "пмр", уполномоченного вести переговоры с Кишиневом о разделении компетенций. Урегулирование конфликта должно увенчаться подписанием Договора о гарантиях соблюдения Республикой Молдова специального юридического статуса Приднестровья - с Россией, Украиной и ОБСЕ.

Несомненно, "демократизация" - это звучит красиво. Однако винницкий План вызывает ряд вопросов и даже опасений. Из него следует, что у авторов уже есть договоренности с определенными приднестровскими группами интересов, которым в результате досрочных выборов в "демократизированном" Приднестровье предстоит перенять контроль над этой частью Республики Молдова, которая с 1992 года контролируется режимом во главе с российским гражданином-марионеткой Игорем Смирновым. Одновременно данный план предоставляет разного рода гарантии Приднестровью, не гарантируя ничего молдавскому государству (более подробный комментарий по поводу Плана читайте на сайте www.ipp.md).

Так или иначе, озвучив свой план, Киев отправил мяч на молдавскую половину поля, и теперь все взгляды направлены на Кишинев, который оказался в весьма и весьма деликатной ситуации. Мало того, что негоже противиться красивой идее демократизации Приднестровья: в случае отказа от винницкого плана, Кишинев испортил бы отношения с новой киевской администрацией, что позволило бы тираспольскому режиму и дальше маневрировать между Москвой и Киевом, издеваясь над Молдовой и всем международным сообществом, озабоченным гораздо более важными проблемами.

Ответ Кишинева последовал 10 июня, когда в Парламенте Республики Молдова состоялись дебаты по проблематике Приднестровья. Данное событие интересно с нескольких точек зрения. Прежде всего потому, что эта сложнейшая проблема впервые обсуждается на пленарном заседании Парламента, с участием Президента страны. Затем, неизвестно было, как поведут себя различные парламентские фракции, и выживет ли консенсус, достигнутый 24 марта 2005г., когда была принята Декларация о политическом партнерстве во имя достижения задач европейской интеграции. Особенно с учетом того, что некоторые члены фракции "Moldova noastra" упорно продолжают гоняться за политическими журавлями в небе Москвы.

Тон заседания был задан выступлением президента Владимира Воронина. Охарактеризовав в хвалебных терминах украинскую инициативу и позицию президента Ющенко, Владимир Воронин обозначил несколько принципиальных моментов. Отложив на неопределенное будущее несколько спекулятивную проблему "демократизации", Воронин подчеркнул, что "уже в самое ближайшее время будет инициирован ряд трехсторонних встреч - на уровне от экспертов до высших должностных лиц ЕС, Украины и Молдовы - по определению деталей и механизмов установления постоянного и эффективного таможенного контроля на границе". В то же время Владимир Воронин четко сформулировал ряд дополнительных условий для процесса демократизации Приднестровья, которые де факто означают демонтаж нынешнего режима. Весьма умен и другой ход Кишинева - предложение об использовании финансовых средств, выделяемых в рамках Программы НАТО "Партнерство во имя мира", на "социальную поддержку и переквалификацию всех тех, кто сегодня находится в составе так называемых вооруженных формирований Приднестровья". Ведь такие шаги необходимы для разрушения фальшивого единства режима "пмр".

Парламент единогласно принял три документа, ясно свидетельствующих о том, что Кишинев затеял игру на извлечение собственных выгод из украинской инициативы. "Инициатива", "предложение" Киева оцениваются в хвалебных терминах, а конкретное слово "план" используется всего один раз, да и то - в контексте критических замечаний в адрес винницкого документа. Очень важно и то, что впервые Парламент Молдовы потребовал от Российской Федерации "завершить до конца 2005 года вывоз и уничтожение российских боеприпасов и вооружений, а также вывод российских сил, находящихся на территории Республики Молдова". Что был поставлен вопрос о трансформации, до 31 декабря 2006 года, существующего формата миротворческих сил в Международный Механизм Военных и Гражданских Наблюдателей, действующий под мандатом ОБСЕ. Что были сформулированы принципиальные условия для того, чтобы термин "демократизация Приднестровья" означал его возвращение в конституционное поле Республики Молдова. Наконец-то мы, граждане Молдовы, стали свидетелями системного и компетентного подхода к проблеме приднестровского урегулирования. Иными словами, кишиневские власти перешли к осуществлению положений стратегии "3Д", предложенной гражданским обществом в 2004 году.

После заседания 10 июня у Украины нет причин обижаться на Молдову, следовательно, она не сможет уклониться от установления эффективного таможенного контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы.

Пока можно говорить о повзрослении кишиневской политической элиты. Она начинает понимать, что дело было не столько в силе режима Смирнова и его внешних покровителей, сколько в трусости, коррумпированности и некомпетентности кишиневских правителей. Важно чтобы все, о чем говорили и за что проголосовали в Парламенте, было доведено до сведения каждого жителя "пмр". Только так можно положить начало разрушения режима "снизу".

Очевидно, что реинтеграция Молдовы потребует немалой платы. Нам придется быть готовыми к возможным провокациям соответствующих служб, которые захотят показать Западу, что у "единого" формата миротворческих сил нет альтернативы. К возможному экономическому шантажу со стороны России, к визовому режиму и пр. К тому, чтобы платить за российский природный газ по европейским ценам, к закрытию российского рынка для различных категорий молдавских товаров и пр.

И нам же необходимо будет сформулировать четко и ясно цену положительного отзыва Молдовы по поводу вступления России в ВТО: реприватизация стратегических объектов на территории Приднестровья, ликвидация, после реинтеграции Молдовы, долгов Приднестровья перед "Газпром"-ом и т.д. То есть, нам надо будет стать, независимо от этнической принадлежности и политической ориентации, гражданами Молдовы, ответственными и достойными. Чего нам изначально не хватало.

Версія до друку // Відповісти // Редагувати // Стерти // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/1119892339.html




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2016. Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail news@maidan.org.ua