першановинистаттізахідцентрвостокпівденькримфорум пошукконтакти  

: Александр БРАМС: ДОМЕН UA – ЗОНА ПОЛИТИКИ (www.ain.com.ua).

додано: 11-06-2001 // // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/992264276.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Итак...

11-15 июня в Ялте пройдет конференция "Рынок Интернет Украины: домен .UA, проблемы и решения", которую организует Ассоциация участников рынка Интернет Украины (АУРИУ) при поддержке Госкомитета Украины по связи и информатизации, Консорциума Операторов Интернет и Общества пользователей Интернет.

Как пояснил член правления АУРИУ Сергей Чешихин (КрэлКом, Симферополь), необходимость проведения такой конференции созрела, поскольку "проблема доменной зоны требует внимания. На эту проблему начали обращать внимание политические силы. Чтобы этот вопрос не был узурпирован теми или иными силами, мы хотим перенести все вопросы и все проблемы по этой тематике в практическое русло".

По словам организаторов конференции, уже давно происходит какое-то кулуарное обсуждение по проблеме доменной зоны .UA и, на их взгляд, пора перевести это обсуждение в открытый режим и вынести "на публику". Это заявление, в частности, подтверждает и официальная информация на сайте Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации (ДСТСЗИ) СБУ.

В пресс-релизе о деятельности рабочей группы по вопросам реорганизации системы управления домена .UA и созданию национального Регистра доменных имен Украины, кроме всего прочего, говорится: "Рабочая группа пришла к единогласному мнению, что ее члены будут воздерживаться от самостоятельных инициативных выступлений в СМИ по всем вопросам, обсуждение которых не получило своего отображения в официальных пресс-релизах Рабочей группы".

Фактически, выходит, что руководство АУРИУ (организации, входящей в "Рабочую группу" с участием ДСТСЗИ СБУ) идет слегка вопреки этой "подписке о неразглашении" и выносит тему не только в СМИ, но и на "широкую публику".

Конечно, все может быть не так буквально, но прослеживается некоторая странная "последовательность" действий, когда поначалу АУРИУ придерживалась определенных правил и участвовала в т.н. "кулуарных играх", а сейчас пытается противопоставить этим же "кулуарам" конференцию с участием общественности.

Существует также мнение о том, что нынешнее нагнетание ситуации вокруг проблематики доменной зоны. UA - обычная четко спланированная акция, в которой все роли давно расписаны, а успешность конечного результата гарантирована на 99 процентов. А необходимость проведения общественных мероприятий - обыкновенная PR-зачистка местности, дабы смазать ложку дегтя каплей меда.

Мнение интересное, и те, кто придерживается подобных взглядов, считают, что т.н. интернет-общественность просто не способна к объединению. Объяснять причины "почему" - смысла нет, поскольку это очевидно. У нас могут в определенной степени наблюдаться как зачатки, так и яркие проявления "стадного инстинкта", но это несколько отличается от "объединения", community людей, имеющих единое и правильное решение "проблемы" в зоне ua в частности, да и вообще. А организаторы конференции АУРИУ как раз и говорят о необходимости объединения - правда, не совсем понятно, кого и с какой целью.

Ну да ладно. Оставим вступительную часть без лишних "авторских предположений".

Только факты.

Нагнетание очередных страстей вокруг проблемы администрирования доменной зоны UA началось с пресс-конференции ДСТСЗИ СБУ 31 мая, информация о которой появилась в новостях "Викна - Бизнес" телеканала СТБ и на следующий день была процитирована в UAToday.
"Cлужба безопасности Украины объявила о создании неприбыльной организации, которая будет специализироваться на поддержке в Интернете национального домена UA.

Как сообщают "Викна-Бизнес" телеканала СТБ, кроме СБУ, учредителями согласились стать три ассоциации, объединяющие большую часть украинских провайдеров.

Как утверждают представители Службы безопасности, Кохманюк и Свиридов, в свое время зарегистрировавшие домен UA, уже дали согласие на передачу права администрирования новому объединению.

Привлечение частных инвестиций в развитие домена UA не планируется, во избежание установления впоследствии высокой платы за его использование.

Сейчас заканчивается создание нового технического регистра, по которому будет работать национальный домен.

Роль СБУ в поддержке нового домена, по словам руководителей Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации, будет сводиться прежде всего к защите от внешних и внутренних атак, так как домены первого уровня должны отвечать довольно строгим требованиям к защите информации.

"Если нарушается поддержка домена .UA, Украина может просто перестать существовать для окружающего мира. Некуда будет отправлять почту. Внутри Украины еще можно, а вне уже не проходит. Это политический вопрос", - заявил Валерий Балабанов, первый заместитель Департамента специальных телекоммуникационных систем СБУ.
Заместитель главы Службы безопасности Украины, руководитель Департамента специальных телекоммуникационных систем Григорий Лазарев, в свою очередь, подчеркнул: "Департамент работает над тем, чтобы защитить граждан, организации от атак любых абонентов, как внутренних, так и внешних. И этим занимаются в каждой стране".

Как отметила программа "Викна-Бизнес", привлечение суперпрофессионалов из СБУ, безусловно, улучшит качество защиты украинского интернета от хакеров. Остается надеяться, что мониторинга сети, который ведется параллельно, никто не почувствует."

Практически все остальные информационные сообщения, которые мне удалось отследить по этой теме, были созданы на основе информации, прошедшей в эфире СТБ.

UA Today 1.06, 0:40: Доменом UA будет управлять СБУ

Korrespondent.net 1.06, 12:40: Домен UA будет контролировать СБУ

Институт Массовой информации 1.06, 16:40:
Доменом UA будет управлять СБУ

Газета "День" 6.06: СБУ официально берет под контроль домен UA

Нетоскоп 6.06: Национальным доменом Украины займутся компетентные органы

ТСН: СБУ официально берет под контроль домен UA

Автор сюжета на СТБ и публикации в газете «День», журналист Сергей Сыроватка в телефонном разговоре не скрывал, что до этого он не специализировался на проблеме интернет и доменных зон, а поездка на пресс-конференцию в СБУ была для него рядовым журналистским заданием. Тем не менее, именно эта тема больше всего заинтересовала Сергея из нескольких, обсуждавшихся в тот день.

Соглашаясь, что, возможно, в некоторых местах в своей публикации он мог ошибиться или допустить неточность, Сергей отметил, что в силу определенных причин ему не удалось получить к заявлениям чиновников СБУ каких-либо опровержений или комментариев. Все же журналист несколько раз подтвердил, что фраза о достижении согласия с существующими администраторами зоны по передаче прав по администрированию доменной зоны .UA некоей организации чиновниками СБУ была сказана.
Собственно, факт наличия соглашения о создании подобной организации есть, и он достаточно публичен. Согласительный протокол о создании закрытого акционерного общества «Украинский сетевой информационный центр» от 12 марта 2001 года доступен на сайте под названием «Процесс реорганизации администрирования домена верхнего уровня .UA».

Под документом в четырех экземплярах (по одной копии каждой из сторон) стоят подписи руководителей таких организаций: Орган государственного управления - Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБ Украины, Украинская Ассоциация операторов связи «Телас», Асоциация участников рынка Интернет Украины, Интернет Ассоциация Украины.

Казалось бы, ничего странного во всем этом нет, если не брать во внимание «срок давности» (соглашение подписано 12 марта с.г., первые публичные декларации по этому поводу появились еще в ноябре 2000 года, а «информационная волна» по этому поводу началась 31 мая), а также те интерпретации фактов, озвученные чиновниками СБУ.

Во-первых, Дмитрий Кохманюк на просьбу подтвердить или опровергнуть часть информационного сообщения Службы безопасности («Кохманюк и Свиридов, в свое время зарегистрировавшие домен UA, уже дали согласие на передачу права администрирования новому объединению»), по e-mail заявил: «Не давал никто согласия. Да и кто может в своем уме согласиться на такое? Объединения нет, документов его нет, состав работников неизвестен. Была одна встреча с ДСТЗИ. Послушали друг друга, поспорили, не согласились, разошлись, все».

Во-вторых, насчет «создания неприбыльной организации, которая будет специализироваться на поддержке в Интернете национального домена .UA» председатель правления АУРИУ Константин Синявский (Телематика, Одесса) заявил, что его ассоциация не сдавала своих документов для совместной с кем бы то ни было регистрации организации, которая занималась бы управлением украинской доменной зоны.

Т.е. «согласительный протокол», по словам г-на Синявского, так пока и остается согласительным протоколом, и процесс создания еще не дошел до момента непосредственного юридического оформления этого ЗАО.

Почему этот процесс затягивается, объяснил в комментарии интернет-газете «Форум» председатель правления Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Алексей Бурсук: «Сейчас готовится постановление Кабинета Министров о создании Регистра доменных имен. Оно основано на договоренностях ДСТЗИ СБУ и трех ассоциаций - ИнАУ, АУРИУ и ТЕЛАС. Но договоренность предусматривала, что в руках государства будет блокирующий пакет акций Регистра. А сейчас продвигается решение, согласно которому государство владеет контрольным пакетом - 50% плюс одна акция. В Украине, если у вас меньше 50%, то у вас нет ничего».

В другом комментарии «Форуму» первый заместитель начальника ДСТСЗИ СБУ Валерий Барлабанов уточняет: «Последнее, пятое заседание рабочей группы состоялось 12 марта 2001 года и было посвящено подписанию Согласительного протокола о создании ЗАО «Украинский сетевой информационный центр» (www.ua-nic.net ). В настоящее время члены группы встречаются в рабочем порядке для обсуждения текущих вопросов по поводу претворения в жизнь принятых решений».

Есть подозрение, что весь последний шум был поднят исключительно из-за различных вариантов понимания и трактования слова «создание». Это может означать как продолжающийся процесс, действие, а, возможно, уже свершившийся факт. Фразу же «Cлужба безопасности Украины объявила о создании» лично я понимаю как уже свершившееся действие, в то время как работники СБУ могли использовать это слово исключительно в качестве описания процесса, который еще не закончился, но уже идет (вполне публично с 12 марта).

Фактически все самые сенсационные моменты информации с эфира СТБ таким образом косвенно опровергнуты или же смягчены. Однако Сергей Сыроватка сообщил, что никаких опровержений или заявлений по поводу фактов, изложенных в его публикации и прозвучавших в тв-эфире на СТБ, не поступало - ни со стороны спецслужб, ни со стороны администраторов зоны, ни от кого-либо другого.

Но раз уж шум поднят, остается воспользоваться дополнительным вниманием к этому вопросу и попытаться разобраться в процессах, происходящих сейчас вокруг доменной зоны .UA.

Процессы эти не всегда адекватны и вызывают различную реакцию как у специалистов, так и у наблюдателей. Чем все закончится, также пока не очевидно. Но все же я попробую изложить (предложить?) несколько возможных сценариев развития событий.

Предыстория

Первые серьезные попытки что-либо кардинально изменить в украинской доменной зоне были предприняты весной 1999 года, когда Сергей Гульчук (в то время руководитель LuсkyNet), а также его сподвижники и оппоненты (как самого харизматичного из них, можно отметить Юрия Коржа, руководителя Global Ukraine и человека, часто вхожего в большие и не очень государственные кабинеты) инициировали и совершили в мае-июне 1999 года ряд активных действий по созданию провайдерской ассоциации, которая, по идее инициаторов, и должна была бы еще в конце 1999 - начале 2000 года начать заниматься коммерческой регистрацией имен второго уровня в зоне .UA.

Как сообщал AIN, главным результатом встречи около 200 представителей провайдеров Украины стала договоренность о создании Ассоциации Интернет Сервис Провайдеров Украины (АИСП-ua).

Результаты голосования на сборе украинских провайдеров 30 мая. Всего проголосовало 68 участников.

Домены вида firma.ua:
- не должны предоставляться 14
- должны существовать 51
Домены вида *.gorod.ua:
- должны быть бесплатными 49
- могут быть платными 15
- должны быть платными 3
Домены вида *.com.ua
- должны быть бесплатными 12
- могут быть платными 41
- должны быть платными 14
Создание организации для платного предоставления доменов вида firma.ua
- нецелесообразно 13
- предложить взять на себя эти функции 6
- целесообразно 47
Организация
- бесприбыльная 50
- ставит целью получение прибыли для своих учредителей 6

Уже тогда, несмотря на голосования и коллективные решения, действия провайдеров, которые занимались этим вопросом, носили характер принципиальной неопределенности во внутренней среде. В этом случае спорили по поводу того, какой должна быть будущая организация: большой и сильной - с ресурсами, которых достаточно было бы, кроме всего прочего, и для того, чтобы лоббировать интересы провайдеров на высоких уровнях, или же маленькой - регистрирующей имена за чисто символическую плату и таким образом являющейся не тем «лакомым куском», который кому-либо вдруг стало бы интересно «съесть».

Но в силу того, что эти противоречия сейчас уже не имеют смысла, не стоит углубляться в аргументацию каждого довода «за» или «против» какой-то формы этой виртуальной организации.
Поскольку виртуальной она так и осталась.

В то время еще была возможность реорганизовать «зону» без особого привлечения внимания к этому вопросу государственных и силовых структур. Но уже в сентябре 1999 года с целью концентрации усилий в сфере защиты информации по решению Президента Украины на базе Главного управления государственной связи СБ Украины с привлечением специалистов Государственного комитета Украины по вопросам государственных секретов и технической защиты информации был создан Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБ Украины (ДСТСЗИ СБУ).

В декабре же 1999 года у Сергея Гульчука начались проблемы с хозяевами LuckyNet и в силу этих обстоятельств заниматься "общественными вопросами" у него возможности уже не было, поскольку появились проблемы собственные.
Одним активным "игроком" в работе по упорядочиванию доменных проблем фактически стало меньше. С одной стороны это несколько затормозило процесс, с другой же - именно с этого момента процесс продолжался фактически постоянно. Тихо и постепенно, но он шел. Впрочем, перед этим был еще один сюжет, пропустить который просто невозможно для получения полной исторической картины «битвы за украинский домен».

В ноябре 1999 года в журнале «Интер.нет» (http://inter.net.ru) вышла моя статья: "Укрнет: есть или нет?". В этом материале впервые был произведен поверхностный публичный анализ ситуации вокруг украинской доменной зоны, который вызвал не только общественный резонанс, но и, как орказалось, повлиял на развитие событий "за кадром".

Как мне рассказывал позднее один из активных участников действий, в «высоких кабинетах» как раз на момент выхода материала была достигнута уже более-менее окончательная договоренность группы провайдеров с тогдашним руководством СНБО (Совет национальной безопасности и обороны), который должен был по идее инициаторов дать государственное «добро» и покровительство на создание организации для регистрации доменных имен в Украине.
Мне пытались объяснить, что эта статья нанесла огромный вред уже существующим договоренностям провайдеров и чиновников и практически аннулировала все достигнутые результаты. И все из-за того, что в статье была поверхностно рассмотрена бизнес-схема возможного управления доменной зоны .UA и те проблемы, которые уже на тот момент (конец 1999 года) имели место в коммерческом администрировании зоны com.ua. Как я понял из разъяснений, существующие договоренности не оговаривали коммерческие моменты, и те, кто инициировал это движение со стороны провайдеров, получали практически полную коммерческую свободу при регистрации имен второго уровня в зоне *.ua. Чиновникам, конечно, не понравилось то, что с ними не захотели делиться.

Мне хотелось бы верить в то, что в Украине сила слова еще способна влиять на подобные процессы, и, хотя я отношусь к этому рассказу с определенной долей иронии, не могу упустить случая для публичного озвучивания этого момента.

В то время уровень вовлеченности государственных мужей и организаций в интернет-процессы был весьма низким, но тем не менее, они уже могли наблюдать политические и бизнес-процессы, происходящие в мире вокруг интернет-технологий.

Тогда уже можно было смотреть и не особенно далеко. У нашего ближайшего соседа - России - еще, конечно, не было более или менее состоятельного политически интернет-рынка, но зачатки этой "состоятельности" уже начали проявляться - в виде первых онлайн-газет, проектов влияния и политических интернет-провокаций, которые готовились под выборы Путина в 2000 году.

И хотя к концу 1999 года в Украине практически не было развитого информационного интернет-пространства, это не помешало активно использовать политические и информационные возможности интернета на выборах Кучмы.

Все это давало повод пусть не с достаточным вниманием относиться к отрасли интернет, но наблюдать за происходящим с определенной долей интереса. Известная революционная поговорка про вокзал, почту и телеграф проецировалась и на интернет-провайдеров - в связи с их прямой причастностью к телекоммуникационному бизнесу (телеграфу), который, кроме всего прочего, является для любого государства стратегическим и "не последним" как и в контексте чистого бизнеса, так и в контексте государственной безопасности.

Общая же политическая ситуация в Украине как на тот момент, так и нынче характеризуется практически всеобщей политической пассивностью граждан и активной борьбой различных политических кланов за высшие государственные посты. Это накладывало и накладывает четкий отпечаток и на бизнес-процессы: пассивные покупатели, которые в основной своей массе не способны отстаивать свои потребительские права, и частый жесткий пресс политических "крыш", которые есть у каждой фирмы, на что-либо серьезно претендующей на рынке.

Период с декабря 1999 года (после выборов) по июнь 2000 в движении по реорганизации зоны .UA прошел весьма спокойно, но, как я уже отметил, начиная с осени 1999 года процесс по реформированию уже шел практически постоянно с большей или меньшей активностью. В частности, в это время активно формировались «государственные позиции».

ДСТСЗИ СБУ Указом Президента Украины от 10 апреля 2000 года №582/2000 определен как орган государственного управления.

7 мая 2000 г. постановлением Кабинета Министров N777 создана Правительственная комиссия по вопросам информационно-аналитического обеспечения деятельности органов исполнительной власти. Председателем этой комиссии назначен Виктор Лисицкий (в прошлом чиновник Национального Банка Украины, перешедший вслед за Ющенко «на повышение» в должность Правительственного Секретаря Кабинета Министров Украины).

9-11 июня 2000 года состоялось очередное "историческое" событие, которое можно назвать первой серьезной попыткой государства договориться уже не с узкой группой провайдеров, а с более широкими слоями.

Несмотря на то, что многие участники конференции "Интернет и государство" называли состоявшееся там общение просто "разговором", я бы все же счел более уместным использование термина "договоренность". Конечно, формат этой конференции не предусматривал принятия каких-либо окончательных решений, но они все же были - в виде практически полного карт-бланша, который получили чиновники от провайдеров.

Маленькая ремарка, поскольку было бы не логично не обратить внимания и на позитивные результаты этого общения. Уже тогда определенную часть времени общения заняла тема образования и распространения интернет-технологий в образовательном процессе. Это та единственная конкретика, которая уже имеет некоторое воплощение.

Хотя, если рассмотреть конкретные примеры того, как "интернет проводится" в сельские и районные школы, то это очень похоже на поговорку про "как всегда", когда тендеры на установку компьютеров выигрывают не те, у кого лучше и дешевле, а те, кто чиновнику, ставящему подпись под договором, предложит больше "отката". Схема общеизвестная и почему-то никого не смущающая.

Тем не менее, ряду провайдеров удалось увеличить свои обороты за счет таких образовательных "госзаказов", суть которых не только в увеличении уровня образования в Украине, но и в получении группы лояльных подрядчиков-провайдеров, на которых можно будет положиться "в случае чего".

Сама же конференция проходила достаточно интересным образом. За частным "забором" организатора LuckyNet (уже с новым руководством) в Конче-Заспе были собраны несколько десятков провайдеров, чиновники из Госкомсвязи, Администрации Президента, Кабинета Министров и СБУ. "Частный забор" был построен не зря - присутствие прессы оказалось невозможным.
Единственными "незваными" гостями, которым было дозволено присутствовать, оказались Сергей Моругин и Наталья Ищенко из UAToday. Им это удалось за счет личного приглашения одного из высоких чиновников, но с условием, что они будут присутствовать не как пресса, а как компания, занимающаяся разработкой интернет-проектов, и, соответственно, разглашать все услышанное публично они не будут.

Официальные результаты этой конференции все же были впоследствии (через пару недель) обнародованы в виде краткой декларации. Но произошло это не без жесткого информационного давления, которое, несмотря на общественную пассивность, удалось все же осуществить посредством публикации в Internet.Ru, главной целью которых было добиться открытости этого мероприятия и не допустить в дальнейшем проведения подобных закрытых собраний.

И все же появился один важный политический результат: после этой конференции Госкомсвязи Украины многими начал восприниматься как главная политико-государственная "крыша" в украинском сегменте интернет. Госкомсвязью на тот момент инициировалось много движений и тенденций, чиновники этого комитета принимали активное участие в разнообразных мероприятиях на тему интернет и т.д. и т.п. Фактически летом 2000 инициативы Госкомсвязи оценивались как достаточно серьезные намерения и декларации.

В конце того же июня появился Указ Президента «О мероприятиях по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети интернет и обеспечению широкого доступа к этой сети в Украине» под номером 928/2000 от 31.07.2000.
Кроме всего прочего, в Указе говорится:
"...основными заданиями по поводу развития национальной составляющей сети Интернет и обеспечения широкого доступа к этой сети в Украине определить:
- обеспечение конституционных прав человека и гражданина на свободный сбор, хранение, использование и распространение информации, свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
- решение задач по поводу гарантирования информационной безопасности государства, недопущения распространения информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством".

В этом Указе упомянуты многие государственные организации, которые должны были бы выполнять те или иные задания Президента в области развития национальной составляющей глобальной информационной сети интернет. В том числе прямые поручения были даны: Кабинету министров; Госкомсвязи; Министерствам: образования, экономики и иностранных дел; Госкомитету по информационной политике, телевидению и радиовещанию; Верховной Раде Украины; Совету министров Автономной Республики Крым; областным Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям.

Спецслужбам в целом и ДСТСЗИ в частности в этом Указе Кучма не поручил ничего, и они даже не упоминались.

В связи с тем, что этот Указ был фактически первым подобного уровня государственным заявлением о намерениях произвести конкретные практические действия по развитию интернета в Украине, а также не декларировал участия спецслужб в этом процессе, документ был поддержан и позитивно воспринят некоторыми представителями интернет-общественности.

Но, несмотря на то, что в главном декларативном документе (в области интернета) Президента о спецслужбах ничего не говорится, это не помешало Кучме определять работу этих органов в области интернета отдельными указами и распоряжениями.

В октябре 2000 года Президентом Украины было утверждено Положение о Департаменте (Указ Президента Украины от 6 октября 2000 года №1120/2000), которым нормативно устанавливались его основные задачи и функции. С появлением этого документа был начат новый процесс распределения функций и обязанностей ДСТСЗИ СБУ.

16 ноября 2000 года в Киеве «по инициативе группы ведущих компаний интернет-сервис-провайдеров Украины и Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы Безопасности Украины был подписан Меморандум "Об объединении усилий уполномоченных государственных органов и интернет-сервис-провайдеров Украины при создании Национального Регистра доменных имен в зоне UA».

Основным политическим положением этого Меморандума является признание домена .UA национальным достоянием Украины.

Фактически уже в ноябре прошлого года были задекларированы намерения по созданию организации, которая взяла бы на себя управление украинской доменной зоной - именно с этого момента берут начало события, вызвавшие новую «эскалацию конфликта».
21 ноября 2000 года прошла госрегистрацию ИнАУ.
7 декабря 2000 года прошла госрегистрацию АУРИУ.

9 декабря начинает работу сервер dns.com.ua - первый публичный коммерческий web-сервер, занимающийся регистрацией доменных имен в украинских зонах за у.е. До этого, конечно, «доменный рынок» уже существовал.

Провайдеры, продавая хостинг, очень часто «в нагрузку» клиентам продавали и доменные имена.
21 и 22 декабря 2000 года прошли учредительные съезды АУРИУ и ИнАУ, на которых кроме всего прочего были определены уполномоченные представители этих Ассоциаций, которые вошли в состав Рабочей группы (далее по тексту UANIC WG) по реорганизации управления доменной зоны .UA и созданию специального предприятия - Регистра доменных имен Украины.

В том же декабре был окончательно сформирован состав Рабочей группы, в которую вошли представители ДСТСЗИ, ИнАУ, АУРИУ, ТЕЛАС (Украинская Асоциация операторов связи), Консорциума операторов Интернет.
Тогда же UANIC WG в лице представителя Виталия Ворожбита (Голден Телеком) отправляет Дмитрию Кохманюку открытое письмо, в котором ему предлагается помочь «сформировать техническую группу, желательно, чтобы туда вошли ведущие зон третьего уровня, а также другие технические специалисты, которых Вы можете порекомендовать.

К сожалению, мы пока не сможем оплачивать соответствующие работы, и необходимо, чтобы люди были согласны работать на энтузиазме (по крайней мере, на начальном этапе)». Кроме множества других действий, запланированных для «реорганизации», есть такой примечательный пункт: «проведение работ по коммерциализации (раскрутке) проекта, реклама, пи-ар и т.п.»
22 января начинает работу сервер Redo.com.ua - один из первых публичных коммерческих серверов, занимающихся регистрацией доменных имен в украинских зонах за у.е. До этого, конечно, «доменный рынок» уже существовал.

Провайдеры, продавая хостинг, очень часто «в нагрузку» клиентам продавали и доменные имена.
В феврале 2001 года UANIC WG провела несколько совещаний и встреч. В результате разработан проект Меморандума «о совместных действиях», а также найдено согласие по принципам создания и деятельности ЗАО «Украинский информационный центр».

Тогда же было создано ООО «Хостмастер».
12 марта 2001 года состоялось совещание UANIC WG, на котором был подписан Протокол по созданию ЗАО «Украинский информационный центр».

15 марта Правительство Украины (в лице г-на Лисицкого) пишет письмо президенту Интернет-корпорации по распределению доменных имен и адресного пространства (ICANN) г-ну Майклу Робертсу (Michael Roberts), Председателю Совета директоров ICANN г-ну Винтону Серфу (Vinton G. Cerf) и Председателю Правительственного Консультативного Совета (GAS) ICANN г-ну Паулю Твомей (Dr Paul Twomey), информируя "о существующей ситуации и процессе реорганизации администрирования домена .UA".

17 марта начинает работу сервер iname.com.ua - еще один публичный коммерческий сервер по продаже и регистрации доменных имен в украинских зонах за деньги.

18 марта от нового президента и управляющего делами ICANN, г-на Стюарта Линна (Stuart Lynn), получен официальный ответ о готовности ICANN к сотрудничеству в процессе реформирования администрирования домена .UA.

19 марта «начаты рабочие консультации с ICANN по вопросам реформирования домена .UA».
2 апреля в Киеве состоялась встреча руководства ДСТСЗИ, действующих администраторов домена .UA Дмитрия Кохманюка и Игоря Свиридова и представителей ООО "Хостмастер" (Борис Мостовой, Андрей Стесин, г-н Ткаченко, Виктор Форсюк).

По «официальной» информации ЗАО «Украинский информационный центр», «состоялись совместные консультации по процессу реформирования домена .UA, создания ЗАО «Украинский информационный центр» и места
ООО "Хостмастер" в процессе реформирования.

Стороны пришли к выводу о необходимости как можно быстрее урегулировать позиции Сторон, согласования действий в переговорах с ICANN и создания ЗАО «Украинский информационный центр». Предложено подписать Согласительный Меморандум между Сторонами».

5 апреля ДСТЗИ направляет проект «Протокола о намерениях» в ООО "Хостмастер" с предложениями сотрудничества и активного привлечения ООО «Хостмастер» к процессу реформирования.

6 апреля ООО «Хостмастер» публикует реакцию на «официальные сообщения»:
«Данная информация соответствует действительности в той части, которая касается факта встречи и понимания Сторонами важности сотрудничества в процессе развития домена .UA.

Однако утверждение о том, что Стороны (ООО "Хостмастер" и ДСТСЗИ СБУ) пришли к выводу о необходимости как можно быстрее ... создать ЗАО «Украинский информационный центр», не соответствует действительности. Вопрос о неимущественном (как предлагает ООО "Хостмастер") или имущественном (как предлагает ДСТСЗИ) участии государства в администрировании домена остался тем камнем преткновения, по которому Сторонам не удалось найти согласия»

12 апреля Украинская группа координации Сети (UA NGG) под руководством действующих администраторов домена .UA Кохманюка и Свиридова в полном составе входит в состав участников ООО «Хостмастер».

В тот же день проходит второй съезд ИнАУ. Одна из главных тем - конечно, доменная. Съезд постановил принять участие в создании ЗАО «Национальный регистр доменных имен». Также было принято Обращение Съезда ИнАУ к участникам Интернет-рынка «О функционировании доменной зоны .UA» с рядом предложений. В частности, в этом обращении предлагался «мораторий на любые изменения существующего порядка администрирования и технического сопровождения доменной зоны .UA на срок не менее 3 месяцев».

13 апреля состоялась встреча правительственного секретаря, председателя межведомственной комиссии КМУ Виктора Лисицкого с ведущими провайдерами Украины - представителями ИнАУ. Нет информации, обсуждался ли на этой встрече вопрос доменной зоны. По официальной информации, господин Лисицкий пригласил провайдеров к сотрудничеству в создании системы электронного правительства.

31 мая в новостях на канале СТБ прозвучала процитированная в самом начале "новость" о создании организации Регистра с участием СБУ и наличии согласия Кохманюка и Свиридова с этим.
На 11 июня планируется конференция АУРИУ в Ялте "Рынок Интернет Украины: домен .UA, проблемы и решения".

В чем проблема с UA?

Поскольку в области доменных споров очень много профанации, основанной на незнании терминов, и споры из-за этого иногда заканчиваются фатально, имеет смысл начать с основного (на сегодняшний день) документа по концепции развития доменной зоны .UA. Центральной организацией, в данный момент де-факто и де-юре осуществляющей управление доменной зоной .UA, является ООО «Хостмастер».

Основное положение концепции «Хостмастера» строится на том, что домен верхнего уровня .UA является составной частью всемирной системы доменных имен, которую администрирует Интернет-корпорация по присвоению доменных имен (ICANN). Это положение входит в резкую конфронтацию с Меморандумом UANIC WG, в котором ДСТСЗИ и интернет-провайдеры назвали домен .UA национальным достоянием Украины. Как, например, угольные залежи или другие природные ресурсы на территории Украины.

Одного этого момента вполне достаточно для того, чтобы ICANN не рассматривала серьезно претензии украинского государства к своей частной собственности. А ICANN имеет статус международной бесприбыльной частной организации, расположенной в США и действующей от имени и в интересах всех пользователей интернет.

Можно было бы на этом заканчивать все анализы и рассуждения, поскольку пользователи интернет могут спать спокойно - их интересы защищает юридическая машина США, которая охраняет частные права днем и ночью.

Но тут важно обратить внимание на письмо Правительства Украины в руководство ICANN, подписанное г-ном Лисицким, где нет ни одного упоминания о государственных претензиях на чью-то частную собственность. Меморандум упоминается просто как документ, отмечающий еще одно достижение общественности и др. на пути к светлому будущему украинского интернета.

Неужели проблема с действующей администрацией домена .UA серьезна до такой степени, что требует написания открытого правительственного письма в руководство международной, но все же частной организации?
«Домен .UA был делегирован 1 декабря 1992 года частной компании ООО "Телекоммуникационные Системы", - дает вначале историческую справку г-ин Лисицкий. - Административным контактом домена является г-н Кохманюк, техническим контактом - г-н Свиридов, которые в прошлом были сотрудниками этой компании.

На данный момент компании ООО «Телекоммуникационные Системы» не существует, административный и технический контакты домена на протяжении нескольких лет постоянно проживают и работают в США.
В домене .UA осуществляется регистрация только в доменах второго уровня общего использования и в географических доменах второго уровня.

Администрированием доменов общего использования занимаются отдельные частные лица, уполномоченные г-ном Кохманюком.
На протяжении 8 лет существующий администратор и его группа осуществляли надлежащее обслуживание доменов в интересах сообщества интернет нашей страны».

И тут самая главная аргументация государства: «Но возрастающее значение интернет в развитии нашей страны и его роль в новых коммерческих отношениях порождает новые требования к системе администрирования домена UA».

Дальше документ можно не цитировать и даже не читать. Речь идет о достижениях общественности, бизнеса, специалистов и государства в сотрудничестве на благо развития интернета в Украине. Также представлен список тех, кто, по мнению Правительства, сможет достойно организовать новую администрацию домена, при этом название «органа государственного управления» подается без приставки «СБУ», а просто «департамент.... защиты информации».

А дальше на высоком государственном уровне говорится о том, что было опровергнуто выше: «С существующей администрацией домена .UA достигнуто полное взаимопонимание о необходимости реорганизации системы администрирования и регистрации доменов в зоне .UA, а также о необходимости создания специализированной компании «Украинский сетевой информационный центр» (UANIC) для администрирования домена .UA и необходимости переделегирования. Эта необходимость в целом поддерживается интернет-сообществом нашей страны в лице учредителей нового предприятия».

Я не знаю, как это мягко называется, но элементарный обман государственным чиновником Украины руководителя международной частной организации вполне можно охарактеризовать словом «ложь». Дмитрий Кохманюк неоднократно опровергал заявления о достижении какого бы ни было согласия по вопросу переделегирования прав на администрирование доменной зоны .UA, а также согласия с планами создания ЗАО «Украинский сетевой информационный центр» (UANIC). Это, кроме Кохманюка лично, также опровергает и руководство ООО «Хостмастер».

Все же, в письме Правительства к ICANN очень грамотно аккумулировано внимание на мнении «общественности» - которая, правда, представлена в лице учредителей нового предприятия (т.е. ДСТЗИ, АУРИУ, ТЕЛАС, ИнАУ). Но момент «общественности» очень соответствует правилам ICANN, согласно которым делегирование, администрирование и техническое сопровождение доменных имен предполагают такие принцип:
- соответствие законным интересам пользователей интернет.

Не буду спорить и рассуждать по поводу того, какую «интернет-общественность» представляют вышеуказанные четыре организации, но я к этому сообществу явно не отношусь. Нельзя сказать, что я этим огорчен, ущемлен или имею какие-либо комплексы и претензии по этому поводу. Просто я не передоверял никому свой общественный интерес и свое общественное мнение. Кроме того, я знаю довольно многих людей, для которых интернет является местом работы не первый и не второй год, которые также не передоверяли кому-либо прав на защиту своих общественных интересов.

Пока, к сожалению, то «сообщество», к которому я мог бы относиться, еще не способно юридически оформиться по типу «провайдерских» ассоциаций и отстаивать свои интересы «на высшем уровне», но это не значит, что альтернативного (и достаточно большого) сообщества просто-напросто не существует. И то, что его интересы вообще никак не представлены в происходящих процессах с точки зрения активных участников - факт.

В правилах ICANN есть и другой принцип - «наследственности как механизма обеспечения стабильности». Т.е. сколько бы кто-либо не говорил о потребностях и интересах какого-либо общества, но если предыдущий администратор самостоятельно не согласится передать свои права следующему администратору, то все «общественные интересы» могут выражаться хоть в нотах протеста МИД Украины - ICANN не одобрит переделегирование. И опять точка?!

Формально ситуация может измениться только в случае внесения изменений в правила ICANN или же добровольного согласия нынешней администрации в лице ООО «Хостмастер», Дмитрия Кохманюка и Игоря Свиридова на переделегирование своих полномочий ЗАО «Украинский сетевой информационный центр».

Нынешний администратор зоны .UA Дмитрий Кохманюк в интервью программе K.I.S.S заявил: «Я не уверен, что я сейчас могу и, тем более, хочу передавать права кому бы то ни было, не убедившись в компетентности этого нового фигуранта… Hо проблема даже не в этом, а в том, что сами формы передачи и способы не столь просты, не столь легки, как поставить одну подпись на одной или двух, или двадцати страницах бумаги.

Процесс этот не только юридический и технический, но также и в каком-то смысле моральный. Существует определенная моральная ответственность, которую я несу, и которую, скорее всего, нельзя снять с себя, поручив некой другой стороне заниматься тем делом, которым до этого занимался определенный круг людей, в который я вхожу».

Но все же, если такая передача и будет иметь место, то, по мнению ДК, «передача администрирования осуществляется, скорее, методом переделегирования ICANN, а не методом передачи от одного администратора другому.

Таким образом, окончательное слово остается за администрацией DNS зоны "." (то есть - root, корень)».

Де-юре ситуация такова: проблемы переделегирования административных полномочий в доменной зоне просто нет. Все эти проблемы регулируются существующими правилами ICANN.

Единственно, каким образом государство может теоретически повлиять на решение с переделегированием полномочий, может заключаться в принятии соответствующего законодательного акта. В документе ООО «Хостмастер» под названием «Основные положения Концепции развития системы доменных имен в домене UA» четко говорится (п.3): «С целью соблюдения национальных интересов Украины делегирование, администрирование и техническое сопровождение доменных имен в домене UA должны осуществляться с неуклонным соблюдением действующего законодательства Украины».

Только мне хотелось бы посмотреть на формулировки данного законопроекта, в соответствии с которыми Дмитрий Кохманюк передаст свои права на администрирование кому-либо конкретно или вообще. А также на сроки принятия такого законодательного акта.

Де-факто же этот юридический казус не означает, что претензии государства на доменную зону .UA реально исчезнут, а страсти улягутся. К тому же, кроме проблемы с переделегированием есть еще ряд вопросов, о которых говорят практически все Стороны.

Сергей Чешихин (АУРИУ): «Проблема домена .UA - проблема чисто экономическая. Эта проблема связана с финансовыми потоками, с организационными моментами провайдеров новой услуги по регистрации... Организация регистраторов должна быть квалифицированной. Институт регистраторов тесно переплетается с институтом государственности, защитой информации».

Свое объяснение, в чем же проблема с доменной зоной UA, предлагает нам СБУ. Генерал-лейтенант Григорий Лазарев, заместитель председателя Службы безопасности, руководитель ДСТСЗИ СБУ в интервью газете "2000" заявил: «Доменная зона .UA существует, но в данное время администрируется практически на общественных началах, причем официально этим занимаются лица, проживающие за пределами Украины.

Ситуацию необходимо исправлять.

При участии уполномоченных государственных органов, участников интернет-рынка и их объединений создается структура, которая будет осуществлять администрирование национального домена Украины, обеспечит качественное, надежное и безопасное функционирование соответствующего технического оборудования.

Эта деятельность проводится в рамках рабочей группы, куда входят представители объединений участников рынка Интернета и нашего департамента, а также экспертно-консультативного совета в составе многих действующих администраторов доменной зоны .UA».

В общем-то, по мнению руководителя ДСТСЗИ, главная проблема доменной зоны .UA все-таки состоит в необходимости переделегирования полномочий администрирования.

Важным является и мнение по поводу других (кроме переделегирования) проблем в доменной зоне UA нынешнего администратора Дмитрия Кохманюка, высказанное в интервью программе K.I.S.S (далее цитаты Дмитрия Кохманюка взяты из этого интервью): «Мне кажется, что главный момент, который упускают многие из участников или просто заинтересованных лиц этого процесса, в том, что существующая система работы доменных имен в Украине вопиюще неадекватна. И удерживать ее смысла не имеет - более, чем это действительно необходимо. Она не должна быть изменена, развита, она должна быть просто заменена на другую систему нового поколения.
Система не учитывала, практически, юридические аспекты, финансовые аспекты, защиту торговых марок и т.д. Она, по сути, представляла собой неформальную систему отношений между администраторами доменов верхнего уровня, администраторами доменов второго уровня...»

Несмотря на то, что г-н Кохманюк говорит в прошедшем времени, все описанное им имеет место быть сейчас, поскольку система управления доменной зоны пока кардинально не изменилась:
«...Существующая система не является адекватной и не может работать в течение длительного срока, отражая интересы пользователей Интернета. Все попытки каким-то образом ее развить, улучшить - обречены на неудачу, пока не будет построена принципиально новая концепция развития доменных систем. Это не значит, что старая система должна быть уничтожена. Hапротив, новая система должна быть построена на основании новых принципов и заменить собой старую.

...Я уже говорил, что не следует, с моей точки зрения, делать полный или преимущественный государственный контроль в смысле контрольного пакета акций или, скажем, главного учредителя, или ... я не знаю точно, какие еще бывают формы.

Вероятно, вторая ошибка, которая может быть сделана - это возможность одному из учредителей подобной организации получить монопольное право распоряжаться этой организацией. Я думаю, что в подобной организации должно быть настолько много учредителей в том или ином виде, непосредственном или в виде ассоциаций, или каких либо других объединений, что, с одной стороны, не будет мешать ее нормальному функционированию, с другой стороны - позволит избежать возможности захвата власти с последующим перераспределением интересов и, фактически, монополизацией этой деятельности».

Но главный аргумент необходимости переделегирования прав на административную зону .UA новому ЗАО озвучен в Меморандуме по объединению усилий уполномоченных государственных органов и интернет-сервис-провайдеров Украины по созданию Национального Регистра доменных имен в зоне UA от 16-17 ноября 2000 года: «Решение вопроса надежности и прозрачности администрирования домена .UA возможно лишь при условии внедрения механизма защиты информационных ресурсов государства, применения необходимых мер по созданию соответствующей нормативно-правовой базы».

Конечно «внедрение механизмов защиты» может увеличить надежность некоторых систем, но какого же уровня должны быть эта надежность для того, чтобы этой "защитой" занималась структура СБУ? А именно эта организация и выдвигает в качестве главного аргумента вопрос «защиты и безопасности».

Мне (да и многим другим) пока слабо понятно, каким образом "внедрение механизмов защиты информационных ресурсов государства" повлияет на прозрачность администрирования домена .UA.

Особенно учитывая то, что ICANN уделяет внимание в своих документах также вопросу защиты и безопасности: «администратор доменного имени должен соответствовать квалификационным и техническим требованиям, которые установлены правилами ICANN и правилами администрирования домена предыдущего уровня. Как следствие, администратор публичного домена перед делегированием доменного имени определенному лицу обязан способом, предусмотренным правилами администрирования соответствующего домена, убедиться в соответствии этого лица вышеупомянутым требованиям».

Первый заместитель руководителя ДСТСЗИ СБУ г-н Барлабанов твердо убежден, что "позиция государства по отношению к Интернет отражена в Указе Президента Украины N928 от 31 июля 2000 года, где достаточное внимание уделено участию государственного сектора в развитии Интернет в Украине. Немалую роль в этом играют механизмы обеспечения доступности, целостности и конфиденциальности информационных ресурсов в сети, развитие которых поручено Департаменту специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Указами Президента N582 от 10.04.2000 и N1120 от 6.10.2000.

Именно поэтому наш Департамент выступает инициатором от имени государственных органов и организаций в гармонизации вопроса администрирования домена и первые совместные документы государства и представителей независимых провайдеров Интернет Украины по данной проблеме появились по нашей инициативе совершенно недавно - это Меморандум и
Протокольное решение", - говорит г-н Барлабанов.

Фактически это заявление подтверждает тенденцию к консолидации госструктур и организаций своих сил под «единой крышей», авангардом которой выступает не Госкомсвязи (как было бы, по мнению многих, более логичным и правильным), а Специальный Департамент СБУ.

Давление такой массы выдержать сложно.

В комментарии интернет-изданию «Форум» г-н Барлабанов остановился на конкретных «опасностях, угрожающих Государству», решение которых, по его мнению, входит в компетенцию СБУ:
«- уход пользователей в другие доменные зоны, что отрицательно скажется на развитии украинской составляющей сети Интернет;
- отсутствие развития электронных сетевых видов бизнеса из-за нестабильности и неурегулированности правовых вопросов в сфере выделения доменных имен в зоне .UA;
- потеря авторитета и имиджа государства Украина в случае возникновения первых двух опасностей;
- любое проявление таких отрицательных явлений в Интернет, как «кибер-сквоттинг»;
- любое проявление «хакинга» и «крекинга», направленных против элементов инфрастуктуры доменных имен зоны .UA.»

Опасности, конечно, страшные. Но, пока по каждому из этих пунктов нет аргументированных обоснований, базирующихся на соотвествующих нормативных актах, международных правилах, многоуровнего анализа с конкретными фактами, подтверждающие эти утверждения, дискутировать по поводу этого "черного списка" смысла не имеет.

Для меня лично это пока просто декларации чиновника от СБУ и взгляд на ситуацию со "своей колокольни". И взгляды эти, по-моему, не совсем адекватны реальному положению дел.

А учитывая, что в среде "напротив" нет особого единства и действует три-четыре разнонаправленные силы, которые пытаются в той или иной степени повлиять на ситуацию, то можно лишь рассчитывать, что рано или поздно все это закончится одним большим и непрятным для интернет-общественности в лице существующих ассоциаций и объединений конфузом.

Сейчас продолжают оперировать данными голосования 1999 года, когда 51 из 68 голосовавших провайдеров высказались за то, что «домены вида firma.ua должны существовать».

А это проблема еще одного уровня внутренней реорганизации доменного пространства в Украине. Необходимость такой реорганизации доменной зоны .UA есть. И об этом говорят многие. Согласно правил ICANN, опубликованных на сайте ООО «Хостмастер», доменные имена второго и следующих уровней в домене .UA могут быть публичными.

Например, Сергей Гульчук, который еще в 1999 году пытался инициировать доменную реорганизацию, пояснял:
"Адреса в Интернете имеют древовидную структуру. Выше всего стоит домен, который называется «точка» («.»). Дальше есть несколько доменов GTLD - *com, *net и еще несколько. И country-группа доменов CTLD - их несколько сотен.
Дальше структура распадается на следующую группу доменов - второго, третьего и дальше уровней. В начале мая я был на встрече интернет-провайдеров Европы. Эта встреча проходила в Вене. И там разговаривал с коллегами из других стран и спрашивал: сколько доменов второго уровня, с их точки зрения, целесообразно под country-доменом?

Разные люди называли разные цифры: от 2000 до 8000. Разные мнения. В ответ я им говорю: «Мужики, вы не поверите, но у нас в Украине - 50». Они в ответ: «Как, зачем, почему?»

Почему так сложилось исторически? Эти 50 доменов дублируют друг друга. В свое время были введены двух-группные домены. Например, параллельно существуют lugansk.ua и lg.ua.

Почему должна быть более плоская, как называется в Интернете, доменная зона?
Во-первых, технически домен каждого следующего уровня, чем он глубже по дереву, вызывает дополнительные обращения к DNS (доменным серверам). Например, домен kolobok.kiev.ua. Где-нибудь в Занзибаре стоит машинка и ей нужно отправить на этот адрес письмо. Сначала она спрашивает у точки: кто знает про точку, потом кто знает про kiev, и потом - кто знает про kolobok. И, естественно, если между kolobok и ua будет меньше промежутков, то это займет меньше времени и это будет проще. Это техническая причина, почему нужно реорганизовывать домен *ua.

Есть еще желание абонентов. Например, фирма Kolobok работает в Харькове и Киеве, и зачем ей делать kolobok.kh.ua или kolobok.kiev.ua? Она просто хочет kolobok.ua И так во всем мире".

Т.е. за реорганизацию доменной зоны и начало публичного использования и регистрации доменов второго уровня в домене .UA говорят и технические моменты, и бизнес-потребности. В то же время, сами по себе последствия любых реорганизаций доменной зоны .UA вряд ли смогут сейчас приобрести какой-либо поворотный характер для интернет-рынка Украины.

Для интернет-провайдеров, конечно, есть технические важные и принципиальные моменты в вопросе регулирования доменных зон того или иного уровня, но в этом плане особых технических проблем у ООО «Хостмастер», видимо, нет. Да и контент-производители уже и так утомились в процессе ожидания каких-либо конкретных действий: многие проекты, претендующие на звание серьезных, уже находятся в зоне *.com, *.net и в некоторых других (например, *.tv). Проблема зоны .UA некоторую часть контенщиков уже не волнует, на их бизнес какие-либо решения и изменения никак не повлияют.

По прогнозам, на конец этого года в Украине будет около 30 тысяч "уникальных" интернет-сайтов. Из них половину можно, по идее, отбросить сразу же - в силу того, что это преимущественно частные страницы на бесплатных хостингах, и владельцы этих сайтов вряд ли будут платить деньги за то, что для них уже ничего не стоит.

Из оставшейся половины процентов 30 - проекты, находящиеся уже вне зоны .UA. Остается около 10 тысяч интернет-проектов, которые потенциально могут стать клиентами на регистрацию имен в зоне .UA.

При этом количество интернет-проектов далеко не означает количество доменов в зоне: часто уже занятые домены не имеют работающих интернет-страниц годами, иногда домен покупается «про запас» под будущие возможные идеи. Некоторые пытаются заниматься спекуляциями на этом рынке - такие действия на интернет-языке широко известны под названием «киберсквоттинг» (захват адресов с целью их последующей перепродажи).

Правда, в письме «реформаторов из UANIC WG» Кохманюку в декабре прошлого года «есть предположение, что в переходный период будет наблюдаться ажиотажный спрос на домены. И для того, чтобы не превращать все в гонки формулы 1 - кто раньше (с точностью до миллисекунд) подаст заявку, есть смысл предусмотреть особые пункты в полиси на период в один год (или что-то подобное)», т.е. против ажиотажа (в случае утверждения прав на администрирование UANIC WG) будут предприняты меры.

Но все же общий потенциал рынка доменных имен в зоне .UA можно оценить порядка 20 тысяч на поддержке в год.

Важным фактором, конечно, будет цена. Самая оптимальная цифра, которая может реально обсуждаться - в пределах до 20 у.е в год, соответственно, ежегодный оборот организации, которая будет управлять украинской зоной - 200-400 тысяч долларов в год. Как для бизнеса "национального" уровня - оборот смешной, но все же, по мнению г-на Чешихина, "в институте регистраторов очень важное положение занимает построение бюджетной схемы. Как будет строиться финансово схема регистрации".

Но и тут у ICANN есть ответ: «За совершение действий по делегированию доменного имени в публичном домене и действий по администрированию и техническому сопровождению этого публичного домена администратор не получает вознаграждения, но имеет право на возмещение расходов, связанных с такими действиями».

Т.е. те, кто считает, что проблема реорганизации доменного пространства .UA - проблема экономическая, заблуждаются. ICANN - неприбыльная организация, ООО «Хостмастер» - неприбыльная организация, да и ЗАО «Украинский сетевой информационный центр» также декларируется как неприбыльная.

Собственно, то, что вопрос зоны .UA не несет какой-то большой экономической выгоды, может означать лишь меньшую заинтересованность госконтор в попытке его решения. Но, с точки зрения политики, решение вопроса в свою пользу даст спецслужбе еще одно звено в достижении общей цели, каковой на данный момент может быть организация системы мониторинга информации.

И хотя, по мнению многих технических специалистов, осуществление мониторинга чисто технически очень мало пересекается с проблемами доменной зоны, все эти вопросы сейчас находятся под контролем ДСТСЗИ СБУ и ставятся на одну паралель вместе с "защитой государственных интересов". Не зря же генерал-лейтенат Лазарев пояснял (http://www.dstszi.gov.ua/Nov/Stat/Stat2.htm), что «в столь серьезной сфере все звенья одинаково важны».

Игроки и карты

Итак, дабы упорядочить всю информацию, имеет смысл подвести черту и определить участников нынешних процессов, а также кратко обрисовать их принципы и позиции.
ООО «Хостмастер»

Дата создания - февраль 2001 года. Организация, которая объединила под своей юридической «крышей» ныне действующих администраторов зоны .UA и большинство администраторов других зон в домене .UA.
«ООО "Хостмастер" является объединением профессионалов, которые с момента появления украинской зоны всемирной сети интернет обеспечивают практическую возможность доступа к украинским сетевым ресурсам по их именам.

В состав участников ООО "Хостмастер" вошли все члены UA NCG и администраторы большинства публичных доменов Украины (в т.ч. наиболее массовых - COM.UA, KIEV.UA). Целью создания предприятия является стремление специалистов - в соответствии с новым пониманием роли Интернет-технологий обществом и государством - придать юридический статус системе доменных имен Украины и перевести деятельность по ее администрированию и сопровождению на современный организационный уровень, который соответствовал бы потребностям бизнеса и общественного развития.

Согласно Уставу ООО "Хостмастер", деятельность по администрированию доменных имен не ставит целью получение прибыли и направлена исключительно на служение потребностям украинского общества и интернет-сообщества.
Исходными положениями дальнейшего развития украинской системы доменных имен являются:
- понятие публичного домена, прозрачность его администрирования и равенство интересов всех членов сообщества в делегировании доменных имен в публичном домене, что позволяет предотвратить присвоение общественно ценных доменных имен в интересах отдельных лиц или организаций для получения прибыли или конкурентных преимуществ;
- невозможность "торговли доменными именами", как следствие того, что доменное имя не является объектом права собственности;
- неимущественное участие компетентных государственных органов и общественности в развитии украинской системы доменных имен;
- принципы соблюдения законных интересов пользователей Интернет, стабильности, технологической надежности».

ООО «Хостмастер» имеет на руках главную «козырную» карту в виде наличия права администрирования доменной зоны .UA через Дмитрия Кохманюка (и ICANN за спиной).
UANIC WG, он же ЗАО «Украинский сетевой информационный центр»

Организация, де-юре пока несуществующая, но декларативно претендующая на администрирование зоны .UA. Пока носит статус «рабочей группы». Инициаторы создания: ДСТCЗИ, АУРИУ, ИнАУ, ТЕЛАС.

Положительным моментом является открытость процесса по созданию этой организации, кроме того, на сервере UANIC WG содержатся ссылки и на «альтернативные материалы», включая мою прошлогоднюю статью по конференции «Государство и Интернет». И такая открытость не может не вызывать восхищения.
ДСТCЗИ СБ Украины

Дата окончания формирования - 6 октября 2000 года.

«С целью концентрации усилий в сфере защиты информации согласно решению Президента Украины в сентябре 1999 года на базе Главного управления правительственной связи СБ Украины с привлечением специалистов Государственного комитета Украины по вопросам государственных секретов и технической защиты информации был создан Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБ Украины (ДСТСЗИ СБ Украины), который стал главной структурой в государстве по вопросам криптографической и технической защиты информации.

Для обеспечения реализации государственной политики в этих особенно важных сферах деятельности и осуществления государственного управления ими, а также с целью обеспечения защиты информационных ресурсов в сетях передачи данных, Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБ Украины Указом Президента Украины от 10 апреля 2000 года №582/2000 определен как орган государственного управления.

Придание Департаменту такого статуса объясняется тем, что ряд его функций, определенных нормативно-правовыми актами, имеют общегосударственное значение, а решения Департамента, принятые в рамках его компетенции, имеют обязательный характер для всех субъектов Украины.

В конце 2000 года Президентом Украины впервые было утверждено Положение о Департаменте (Указ Президента Украины от 6 октября 2000 года №1120/2000), которым нормативно установлены его основные задания и функции. С появлением этого документа было положено начало новому процессу распределения функций и заданий ДСТСЗИ СБ Украины».

Этот силовой орган имеет практически полностью открытый карт-бланш на защиту государственных интересов в области интернета и, по словам чиновников департамента, «выступает инициатором от имени государственных органов и организаций в гармонизации вопроса администрирования домена».

Кроме того, в компетенции этого департамента находится вопрос организации Системы оперативно-розыскных мероприятий в интернете, в том числе организации мониторинга.

Все предполагаемые в процессе мониторинга действия обусловлены действующим законодательством. Основным, аргументирующим возможные действия СБУ в вопросе мониторинга в интернете, является Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», в статье 8 которого четко говорится: «подразделениям, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, при наличии предусмотренных законом оснований, предоставлено право, цитируем:
- п.9 - снимать информацию с каналов связи, применять другие технические способы получения информации;
- п.17 - создавать и применять автоматизированные информационные системы.

Основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности, в том числе и в разных системах телекоммуникаций, являются:
1) наличие достаточной информации о:
- преступлениях, которые готовятся или совершены неустановленными лицами;
- лицах, которые готовят или совершили преступление;
- разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;
2) необходимость в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства».

В официальном разъяснении СБУ говорится, что «относительно конкретного лица это означает, что для осуществления контроля (мониторинга) информации, которая передается или принимается этим лицом с использованием любых систем и способов связи, необходимо иметь соответствующее постановление суда.

Необходимо отметить, что мониторинг систем телекоммуникаций является обязательной функцией спецслужбы любой страны. В современных условиях быстрого распространения в мире новейших телекоммуникационных и информационных технологий, в частности, Интернет-технологий, созданы объективные условия, точнее - потребности, которые обуславливают интеграцию потенциала спецслужб разных стран в сфере мониторинга интернационального телекоммуникационного пространства».

С нормативно-документальной точки зрения, исходя из подобных намерений, очень сложно повесить на спецслужбу ярлык гонителя и угнетателя свободы слова в интернете, а также системы организации глобальной слежки.

Но в ситуации с доменной зоной Департамент СБУ при помощи «трех интернет-ассоциаций» и прикрытия Кабинета Министров пытается навязать ICANN какие-то особые правила для переделегирования администрирования доменной зоны .UA, не имеющие ничего общего с общепринятыми и регламентированными нормами. При этом, как и в случае с мониторингом, в документах есть много ссылок на международные правовые нормы и т.д. и т.п. "Что все, мол, действия идут четко в рамках допустимого".

Но по мере того, как я все больше вникал в суть рассматриваемого вопроса, а также знакомился с цитатами сотрудников СБУ, тем больше появлялось у меня сомнений в том, что они вообще хотя бы ознакомились с этими правовыми нормами.

При этом все действия прикрываются исключительно благими намерениями: «Угроза вмешательства в информресурсы актуальна не только для Украины, но и в целом для всех стран, которые такими ресурсами владеют.

Никто из специалистов не будет возражать, что одновременно со стремительным внедрением современных технологий возникли благоприятные условия для несанкционированного использования, блокирования или разрушения информации, сосредоточенной в информсистемах различного назначения.

Отставание Украины в сфере информационных технологий существенно влияет и на степень защиты ее информресурсов».

Это всего лишь один блок ответов генерал-лейтенанта Григория Лазарева, зампреда СБУ, руководителя ДСТСЗИ. Логический вывод, к которому нас подталкивает генерал-лейтенант, таков: "вот и хорошо, что уровень развития информационных технологий в Украине низкий, преступности будет меньше".

В этом контексте хорошо смотрятся вышеприведенные примеры участия государства и государственных компаний в "регулировании рынка", которые сложно оценить как направленные «на развитие рынка».

Одного «Укртелекома» и потуг с его продажей достаточно для того, чтобы показать всю бездарность возможностей государственного регулирования. Дело даже не в том, что он до сих пор еще не продан, а в постоянном увеличении всяческими правдами и неправдами капитализации государственного ОАО. Конечно, хорошо быть бизнесменом, умеющим продать свой товар как можно дороже, но непозволительна ситуация, когда капитализация одной, пусть даже такой тенденциозной, как «Укртелеком», компании ставится превыше всего остального на рынке.

В кругу провайдеров есть одна рассказка про крокодила, который, если мерить от Москвы до Киева - 2 метра длиной, а при измерении его длины от Киева до Москвы она почему-то увеличивается вдвое. Примерно то же самое происходит и с магистральными канала

додано: 11-06-2001 // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/992264276.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у розділі "Статті", можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) статті, на яку ви посилаєтся.

  ЦІКАВИНКИ :
Завантаження ...



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua