першановинистаттізахідцентрвостокпівденькримфорум пошукконтакти  

: Валерий ВОРОТНИК (Антенна): "ПОЧЕМУ ПАПА НЕНАВИСТЕН РПЦ?"

додано: 17-06-2001 // // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/992786893.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Впрочем, исследования общественного мнения, проведенные в апреле-мае этого года авторитетной службой СОЦИС, красноречиво свидетельствуют об отсутствии столь агрессивного настроения в массе наших граждан. Так, позитивно воспринимают визит Папы 44% украинцев, 23%-м визит, как говорится, до лампочки, 16% —ничего не знают ни про визит, ни про Папу. Негативно относятся к визиту Понтифика лишь 4% опрошенных.
Украинский народ религиозно разнороден. Ни одно из вероисповеданий не может похвастаться абсолютным властвованием в умах граждан. Более чем полувековой государственный атеизм сыграл свою роль. И большая часть тех, кто называет себя верующими, честно говоря, не относит себя ни к одной из конфессий. Большинство просто верит и в глубине души считает, что Бог один и у православных, и у католиков. Но чем меньше дней остается до визита Иоанна Павла II, тем с большей силой раздаются голоса протеста, тем более многолюдными становятся манифестации, организованные прихожанами и священнослужителями Православной Церкви Московского патриархата. Да и не удивительно. Московский патриархат сегодня является в Украине лидером по количеству приходов. Это и понятно, ведь после окончания Второй мировой войны греко-католики, называемые еще католиками византийского обряда или униатами, подверглись жесточайшим преследованиям и гонениям. А единицы из оставшихся в живых священников были вынуждены уйти в настоящее подполье, которое покинули лишь 10 лет назад, когда Украина обрела независимость. Тогда же с новой силой в западных областях Украины разгорелся религиозный конфликт, уходящий корнями в глубь тысячелетия.
А могло ли случиться иначе, когда эмоции верующих вдруг выплеснулись после десятилетий молчания? До вхождения Западной Украины в состав СССР там не было практически ни одного православного прихода. Они появились там одновременно со Сталиным и советскими войсками. Одно из обвинений, которое выдвигалось украинским греко-католикам, — это якобы имевшее место сотрудничество с фашистами. С таким же успехом православных иерархов можно обвинить в сотрудничестве с КГБ. Но что толку в бессмысленных обвинениях, пусть даже имеющих под собой реальную почву?
Несколько лет назад все же наметился определенный диалог между украинскими католиками и православными. Были даже созданы совместные комиссии, которые рассматривали конфликтные ситуации в вопросах раздела церковной собственности и возвращения храмов общинам греко-католиков и католиков латинского обряда. Но после объявления Ватиканом о намерениях Иоанна Павла II посетить Украину конфликт разгорелся с новой силой. Возможно, для кого-то Папа ассоциируется с западным миром, антироссийскими настроениями, желанием Ватикана посягнуть на так называемые «каноничные территории» Русской Православной Церкви. Но кто разделил мир на эти самые территории? Кто назвал Украину территорией русской патриархии? Ведь Иисус Христос послал своих апостолов по всему миру и не делил его на территории. А разделили его сами люди, и последние два тысячелетия они заняты лишь бесконечными войнами и переделом земель.
Конфликтность же состоит еще и в сегодняшнем внешнеполитическом курсе Украины, которая сознательно и последовательно продолжает играть на противоречиях между Россией и Западом.
Сегодня в Украине 807 общин католиков и 3317 греко-католиков. Папа Римский, кроме того, является главой римо-католиков всего мира, является главой государства Ватикан. А его визит в Украину, кроме всего прочего, носит государственный характер. И гостить он у нас будет по приглашению президента и прихожан римо- и греко-католических общин.
Ожидается, что мессы Папы в Киеве 24-25 июня посетит около 800 тысяч человек, а во Львове 26-27 июня — более 1,5 миллиона. И думается, что встретиться с Папой придут большей частью люди, не идентифицирующие себя как прихожане той или иной церкви. Они придут встретиться с человеком, который, по мнению многих, сегодня является моральным арбитром западного мира, миротворцем и просветителем, несущим идеи Христа, человеколюбия и гуманизма по всему миру. В этом апостольская миссия Папы. И тем более непонятны и абсурдны обвинения его в корыстности или претензиях к православию. За последние века мир изменился, и было бы глупо в эпоху информационных технологий и интернета говорить о каких-то территориях или зонах влияния церкви. А как же принципы свободы и демократии? Неужели, используя свое право большинства, православные хотят лишить украинских католиков и просто желающих встретиться со Святейшим Отцом возможности общения с пастырем?
Церковь в Украине (да и в России) официально отделена от государства. Тогда по какой же причине представители одной из церквей пытаются оказывать давление на это самое государство? Пока, к счастью, лишь манифестациями и пикетами. Но от такой логики лишь шаг к религиозному сепаратизму.
Всегда считалось, что умение прощать и любовь к ближнему являются высшими ценностями человечества. Так считают на Западе и на Востоке. А еще великой добродетелью является способность признавать свои ошибки и каяться. Иоанн Павел II первый из всех римских Первосвященников (если не считать апостола Петра) вошел в синагогу и в мечеть, сделал первый шаг навстречу тем, с кем христиане на протяжении тысячелетий находились в состоянии постоянной кровавой вражды. Он первым стал говорить о необходимости официального извинения за многочисленные грехи детей Церкви, совершенные на протяжении многих веков. Он официально признал ошибки Церкви и покаялся. Но его примеру пока не очень спешат следовать представители других конфессий. Он первым протянул руку и назвал их братьями, но в ответ услышал в том числе и проклятья. Он молился и извинялся перед Богом за раскол Христианской церкви, за использование нехристианских методов в распространении Христовой правды, за грехи и насилие сынов католической церкви, учиненных против многих народов, и еще за ряд грехов Церкви перед человечеством. Стоя на коленях перед Христом, он трижды повторил: «Никогда больше!»
Это был взвешенный, но нелегкий шаг, особенно с оглядкой на то, что между католиками и православными сохраняется конфликтная память поколений. В ответ на протянутую руку и слова примирения можно упорно продолжать выдвигать длинный список претензий. А можно посто сделать шаг навстречу друг другу.
P.S. Этот 80-летний человек заслуживает, по крайней мере, просто человеческого уважения. Будучи славянином — поляком, имеющим к тому же украинские корни (его мать родом с Хмельнитчины), он поднялся на самую вершину церкви, считающейся олицетворением западного неславянского мира. Несмотря на свой почтенный возраст, Иоанн Павел II путешествует по всему миру, проповедуя учение Христа. Заметьте — учение Христа, а не Ватикана. И бесспорно одно: его визит несет позитив для Украины - страны, народ которой пока лишь учится демократии и постигает христианские ценности. Именно постигает, потому что я не могу поверить, что человек, в кармане которого еще вчера лежал партбилет или удостоверение сотрудника КГБ, может в один момент перестроиться и служить совсем иным, гуманистическим, идеям. Для этого нужно по крайней мере раскаяться. Но, к сожалению, нам очень часто приходится наблюдать лишь лицемерные крокодильи слезы.

додано: 17-06-2001 // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/992786893.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у розділі "Статті", можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) статті, на яку ви посилаєтся.

  ЦІКАВИНКИ :
Завантаження ...



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua