першановинистаттізахідцентрвостокпівденькримфорум пошукконтакти  

: Дмитрий Шубин (юрист проекта www.ukrpravo.com), Черкашин Вячесла

додано: 28-06-2001 // // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/993733181.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Поскольку выделение и администрирование доменов в зоне UA связано с большим объемом работ, которые два человека выполнять не в состоянии, Кохманюк и Свиридов выделили для региональных провайдеров Интернета географические под-домены, соответствующие административным областям Украины, которые провайдеры и раздавали за символическую плату украинским пользователям. Для Киева был выделен под-домен .kiev.ua, для все-украинских компаний - под-домен .com.ua, для сетевых провайдеров и организаций связи - под-домен .net.ua и т.д. Таким образом, до сих пор украинский клиент может получить в свое рапоряжение только так называемый домен второго уровня, например, money.dp.ua (а не money.ua).

Поскольку домены раздавались провайдерами, а общая единая база-регистр украинских доменнных имен не была создана, то эти самые провайдеры устроили такой-себе феодальный междусобойчик - по существующим тогда правилам переход обслуживания доменного имени от одного интернет-провайдера к другому должен был сопровождаться сопроводительным письмом о том, что клиент-владелец доменного имени расплатился за все услуги с предыдущим провайдером. Разумеется, не обходилось без конфликтов между провайдерами, желавшими контролировать региональные домены, а также между клиентами и провайдерами, которые считали, что с ними за услуги не раплатились, и на этом основании не "отдающими" клиентский домен на обслуживание (поддержание) к другому провайдеру.

До тех пор, пока украинский Интернет не представлял собой места для ведения бизнесов, проблемы особой это не создавало. Однако на примере развития российского домена .RU было видно, что создание и поддержание национального домена может сильно помочь созданию именно национального русскоязычного сегмента сети Интернет, который так и стали называть - Рунет.

В России несколько академических институтов объединились и создали РосНИИРОС (www.ripn.net), который создал единую базу доменных имен, взимал плату за регистрацию и использование доменных имен, занимался административными функциями. Однако РосНИИРОС не проверял наличие конфликтов между российскими доменами и российскими торговыми марками и не занимался разрешением таких конфликтов. Это привело к тому, что некоторое количество всемирно известных компаний не смогло зарегистрировать для своих маркетинговых действий доменные имена, соответствующим своим фирменным наименованиям или торговым маркам. Самый известный случай - компания Kodak вот уже два года безуспешно судится с владельцем (вполне законным) доменного имени Kodak.ru. Следует заметить, что для осуществления передачи данных, работы электронной почты, создания веб-сайта, ведения он-лайновой базы данных или электронного магазина, строго говоря, доменный адрес Kodak.RU компании Kodak НЕ НУЖЕН. Она вполне может обходиться доменом ru.kodak.com, которым владеет. Однако согласитесь, имя Kodak.RU пишется, понимается и запоминается намного легче, чем ru.kodak.com. Естественно, как держатель торговой марки, компания Kodak желала бы использовать это имя для проведения своих маркетинговых мероприятий.

Заметим сразу, что, если владелец доменного адреса не предлагает на сайте под доменным адресом kodak.ru товары или услуги под маркой Kodak или не предоставляет на сайте информацию, которая может ввести посетителя сайта в заблуждение относительно качества товаров или услуг компании Kodak, то обвинять его в нарушении российской торговой марки никоим образом нельзя.

Несмотря на несколько таких конфликтов, в целом Рунет намного опережает украинский сегмент Интернета, несоизмеримо с различием в численности как населения в целом, так и количества пользователей Интернета.

Положение с украинским доменом слегка осложнилось в 1996 году, когда Дмитрий Кохманюк и Игорь Свиридов выехали на постоянную работу в Сан-Франциско в США. В общем это создало прямое нарушение правил ICANN (международной организации по доменам), которые требуют, чтобы администраторами национальных доменов были резиденты соответствующих стран. Хотя выезд в США облегчил управление так называемого корневого сервера, содержащего информацию об украинских доменных зонах (который находится в США), управление доменными именами на территории Украины это не облегчило. Регистрацию новых доменов в наиболее массовых зонах .kiev.ua и .com.ua, а также выполнение текущих административных действий с зонами Кохманюк и Свиридов поручили нескольким киевским администраторам домена, - в основном штатным сотрудникам крупных киевских Интернет-провайдеров.

Было понятно, что положение дел с украинским доменом надо менять. Создание и ведение национального домена могло дать существенный импульс развитию украинского Интернета, не считая повышения безопасности передачи сообщений на Украине. В 1998 году была принята национальная программа информатизации, в которой ПОСЛЕДНЕЙ строчкой ставилась задача создания и ведения национального домена. На домен было выделено 100000 (сто тысяч) гривен. По тогдашнему курсу это было 50000 (пятьдесят тысяч) долларов. Деньги на программу информатизации в 1998 году были потрачены. Были действительно созданы запланированные государственные центры данных, сети связи и общедоступные веб-сайты и базы данных. Для примера можем привести популярный сайт Парламента Украины - rada.gov.ua с полной и актуальной базой по всем законам, постановлениям, а также проектам законов.

Однако украинского домена так никто и не увидел. Следует отметить, что в последовавших программах информатизации слово "домен" вообще не упоминается. Наверно считалось, что раз деньги потрачены, то с доменом все в порядке.

С 1998 года по 2000 велись только разговоры о том, что домен нужен, создавать и вести базу доменов надо, нужна помощь государства, нужна ассоциация заинтересованных организаций и т.п.

Кому в первую очередь нужен украинский домен? Это:

1). украинские и международные промышленные и торговые фирмы, которые могли бы с помощью создания веб-сайтов в украинском домене организовывать свои маркетинговые мероприятия.

2). информационные организации, ведущие бизнес на территории Украины.

То есть, в основном, владельцы торговых марок Украины.

Кто должен был заботится о создании домена для этих целей? В первую очередь, конечно, Союз промышленников и предпринимателей. Может он и заботился, но видно этого не было.

Летом 2000 года на небезызвестных съездах Интернет-провайдеров много говорили о ведении домена. В середине ноября 2000 года руководитель ДСТЗИ (подразделение СБУ) генерал-лейтенант Г.П. Лазарев порадовал заявлением о том, что регистр домена будет создан к концу 2000 года.

Пояснение: техническое участие СБУ в ведении базы доменных имен желательно для обеспечения безопасности украинских банковских сервисов, таких как систем "клиент-банк", электронной торговли, транзакций по кредитным карточкам, цифровых подписей и т.п. Если злоумышленнику удастся хотя бы на время заменить данные в системе доменных имен, он может получать пароли и логины клиентов банков и торговых компаний, организовывать несанкционированный доступ к банковским сервисам и т.п.

Поскольку никаких открытых данных о будущем порядке регистрации доменов в то время не было, представители сайта www.ukrpravo.com обратились к Кохманюку и Свиридову с предложением учредить в регистрации доменов верхнего уровня так называемый "grace period" - льготный период. Предлагалось в течение некоторого времени (2-3 месяцев) сначала осуществлять регистрацию доменных имен только для законных держателей торговых марок Украины. Это дало бы им возможность зарегистрировать домен, не опасаясь нечестных действий конкурентов и недоброжелателей, а также позволило бы избежать конфликтов торговых марок и доменов.

Кохманюк и Свиридов согласились с таким предложением и предложили обсудить его с киевскими администраторами домена. На общем собрании администраторов домена в январе 2001 года в Киеве предложение о льготном периоде было встречено холодно, но не отрицательно.

Идя по пути защиты законных интересов владельцев торговых марок Ураины (а их почти 30000), в январе 2001 года, Ассоциация патентных поверенных поверенных Украины обратилась в Госпатент Украины, в Кабинет Министров и в ДСТЗИ с аналогичными предложениями.

А что мы видим сейчас?
В предлагаемых правилах регистрации доменов в зоне UA на nic.net.ua нет ни слова о преимуществе держателей торговых марок.

Что получится?
Тысячи украинских и зарубежных владельцев торговых марок Украины через несколько месяцев обнаружат, что любимое ими имя, на раскрутку которого ими уже потрачено много денег, невозможно зарегистрировать как доменный адрес и использовать в украинском сегменте Интернета, поскольку оно уже зарегистрировано Васей Пупкиным из Жмеринки. Что ему тогда делать? В предлагаемых администраторами доменной политике указывается, что все доменные конфликты решаются в соответствии с законодательством Украины.

Так вот : ни в одном законе Украины (кроме упомянутой "Программы информатизации Украины" образца 1998 года) слово "домен" вообще не упоминается. Закон о торговых марках при регистрации и использовании доменного имени может и не нарушаться, но почему бы не дать 30000 украинских предприятий хотя бы начальныйо шанс использовать доменное имя для поддержания своей торговой марки?

Или будет лучше, если в суды Украины начнут поступать сотни исков о признании недействительной регистрацию домена, о нарушении прав владельцев торговой марки при использовании домена?

А вы как думаете?

додано: 28-06-2001 // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/993733181.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у розділі "Статті", можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) статті, на яку ви посилаєтся.

  ЦІКАВИНКИ :
Завантаження ...



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua