першановинистаттізахідцентрвостокпівденькримфорум пошукконтакти  

: Валерий ВОРОТНИК (Антенна): Духовный пропуск в Европу

додано: 02-07-2001 // // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/994053503.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Духовный пропуск в Европу
или Первые итоги визита Понтифика в Украину

Валерий ВОРОТНИК (Антенна)

Никто и ничто не смогло помешать визиту Папы Римского Иоанна Павла II
в Украину.Русская Православная Церковь потерпела фактически
сокрушительное поражение в своем стремлении воспрепятствовать визиту.
Вплоть до самого его начала визита, они не скупились на угрозы и проклятия.
Представители Православного братства грозились перекрыть все мосты через Днепр и
помешать тем самым Понтифику въехать в «мать городов русских». Но, то ли внемля
голосу разума, то ли оказавшись бессильными противостоять визиту, они так и не
воплотили свои замыслы.

Первое, что сделал Папа, покинув борт самолета – поцеловал поднесенную ему чашу с
украинской землей. Таким символическим жестом он высказал свое уважение к этой
стране. В аэропорту главу Государства Ватикан встречала официальная делегация,
которую возглавил сам президент Кучма. Последний, видимо, сильно волновался. Он лишь
со второй попытки смог поднять руку в приветственном жесте. Первая попытка едва не
закончилась падением украинского президента на бетон аэропорта, чему помешали лишь
вовремя подставленные Кучме руки сопровождающих его лиц. Президент готовился к
встрече. Он произнес длинную и невыразительную речь, в которой присутствующие
отметили несколько весьма оригинальных моментов. По невыясненной причине президент в
своем выступлении заменил слово «тоталитаризм» – «тотатираризмом», а апостола Павла
назвал апостолом Павловым. Если первое слово, надеемся, вскоре войдет в
политологический лексикон, то ученый Павлов (если его имел в виду президент),
угробивший во имя науки
тысячи невинных собачек, вряд ли когда-нибудь будет канонизирован и уж точно не
станет апостолом. Но Кучма всегда отличался оригинальностью и трезвостью мысли.

Папа же поразил прежде всего своим владением украинским языком. В своем выступлении
он призвал христиан к прощению и вновь признал вину за ошибки далекого и близкого
прошлого: «Как паломник мира и братства, я верю, что меня с приязнью примут также и
те, кто хоть и не принадлежит к католической церкви, однако имеет сердце, открытое к
диалогу и сотрудничеству. Хочу заверить их, что я прибыл сюда не с намерениями
прозелитизма, но для того, чтобы засвидетельствовать Христа вместе со всеми
христианами каждой церкви и каждого церковного сообщества и чтобы пригласить всех
сыновей и дочерей этой благородной земли обратить свой взгляд к Тому, Кто отдал свою
жизнь за спасение мира».

Папа произнес речь не вставая с кресла, а его руки заметно дрожали. Утомительный
перелет, последствия ранения, нанесенного террористом — турком Агджой, и,
разумеется, возраст взяли свое. Он завершил свою речь апостольским благословением
Украины и ее народа: «Я желаю приветствовать весь украинский народ, приветствую его
с вновь добытой независимостью и благодарю Господа за то, что это произошло без
кровопролития».

Кучма на протяжении всей его речи как в аэропорту, так и на мессах и
приемах, котторые посещал украинский президент, как ревностный католик,
пытался делать умный вид и демонсративно прислушивался к словам
Понтифика.

Беспрецедентные меры безопасности, на которые нарекали уже накануне визита,
отменены или смягчены не были. Возможно, в чем-то они и оправданы. На Папу в течение
его бесконечных путешествий по более чем 150 странам мира готовились и были успешно
предотвращены десятки покушений. О безопасности высокого гостя должна заботиться
прежде всего принимающая сторона. Украина же решила взять не умением, а числом.

К мерам по обеспечению безопасности Понтифика были привлечены более 30 тысяч
правоохранителей. Только сотрудников МВД (не считая госохраны и спецподразделений
СБУ) насчитывалось более 19 тысяч. И Папа, проезжая по улицам города на
«папамобиле», мог приветствовать лишь работников милиции. А вообще, маршруты визита,
за исключением проповеди, месс на аэродроме «Чайка», приемов в Мариинском дворце и
Нунциатуре - посольстве Ватикана, а также встреч с представителями Совета 16
крупнейших украинских церквей и религий, были предметом строжайшей тайны.
Показателен пример анонсированного посещения Понтификом Софиевского собора. Даже
когда пресс-служба Папы заявляла, что такое посещение не предусмотрено программой
визита, телевидение, транслирующее хронику визита, продолжало сообщать, что Понтифик
якобы в этот момент посещает собор. Папа осуществил свою мечту. Проезжая мимо Софии,
он попросил остановить свой «папамобиль» и, выйдя, молился десять минут всего в
каком-то десятке метров от стен собора.

Киев, по словам очевидцев, производил удручающее впечатление мертвого города. Таких
мер безопасности во время визитов Понтифика не принимали нигде в мире. Украина же
превзошла саму себя, проведя фактическую «зачистку» города. При виде этого
становилось даже как-то не по себе. То ли папу охраняли, то ли его изолировали от
общения с украинцами.

Мессы в Киеве собрали общей сложности не более 200 тысяч человек.
Не последнюю роль в этом сыграла отвратительная организация доставки
людей, желающих встретиться с гостем. Автобусы, подвозящие людей, на протяжении
всей ночи высаживали их в неизвестном неосвещенном месте. Паломники часами бродили в
поисках места будущей мессы по окрестным лесам и полям.

Атмосфера же во время посещния Львова радикально отличалась от
киевской. Царило всеобщее воодушевление и радость. Мессы и встречи
Папы в этом городе собрали больше 2,5 миллионов человек. Можно было заметить
присутствие огромного числа иностранных гостей. Царила атмосфера необыкновенной
теплоты и умиротворения. Львов не шел ни в какое сравнение с «вымершим» Киевом.

Сегодня уже можно сделать первые выводы и подвести предварительные итоги
исторического визита Понтифика в Украину.

Прежде всего, визит наглядно продемонстрировал Европе то, что Украина все же
европейское государство, хотя и с заметными азиатскими чертами. Что украинский народ
в массе своей веротерпимый и толерантный, предпочитающий гостеприимство
межконфессиональной борьбе. Он способен каяться и признавать свои ошибки. Хотя
многое для украинцев сегодня остается несбыточной мечтой. А может, надежда — и есть
то главное, что необходимо сегодня нам? Простой пример. Наши соседи поляки считают,
что визит Иоанна Павла II в Польшу в 1979 году изменил судьбу этого государства,
предрешив падение и крах коммунистического режима. Поляки уверены, что теперь и у
нас все будет складываться хорошо.

Хочется верить... Но с оглядкой на ту подготовку, то внимание, которое уделил
официальный Киев приему и организации визита, становится понятно, что прежде всего
это была попытка показать Западу, что в Украине царит гражданский мир и согласие,
что кризиса нет. Показуху организовать у нас умеют...

Что же касается утверждения о взаимопонимании христианских конфессий, то здесь
ситуация более сложная. В эти дни две православные украинские конфессии – Украинская
Автокефальная Православная Церковь и Украинская Православная Церковь Киевского
Патриархата сели за стол переговоров. Не исключено, что в ближайшем будущем они
признают как единого главу объединенной Украинской Православной Церкви
константинопольского Вселенского Патриарха. Пропасть между Московским Патриархатом и
остальными украинскими христианскими церквями безусловно углубится. Если католики
сегодня демонстрируют терпимость, то РПЦ стоит на нетерпимой позиции. Из Москвы
продолжают сыпаться обвинения в раскольничестве, а Украину называют «канонической
территорией» Русской Православной Церкви. Московский патриарх Алексий II, поехавший
в противовес Папе в Белоруссию, осудил его визит и призвал Украину вернуться в
цепкие объятия союза России и Белоруссии.

Кстати, о союзе. Удивительно совпали позиции Русской Православной Церкви и атеиста
– лидера украинских коммунистов Петра Симоненко. Он считает Понтифика нарушителем
украинских законов и утверждает, что Папа не имеет права вести пастырскую
деятельность за пределами храма и проводить богослужения на открытых площадках. Все
это фракция КПУ оформила в соответствующем заявлении. А чему, собственно,
удивляться, ведь наверняка коммунисты надеются заручиться на предстоящих
парламентских выборах поддержкой УПЦ МП, стоящей, как и они, на промосковских
позициях. Удивительно, но во многом интересы убежденных атеистов и Русской церкви
совпадают. И здесь имеет место скорее политика, чем борьба за умы и сердца верующих.

И еще важный вывод, который можно сделать после визита Папы. Имея одни корни и
разойдясь во времени и пространстве много лет назад, пройдя сложный и тернистый, но
во многом схожий исторический путь, на сегодняшний день Московский Патриархат и
Католическая Церковь демонстрируют абсолютно противоположные подходы к вопросам
функционирования самой церкви. Католики показали способность к гибкому историческому
мышлению и адаптации к требованиям времени. Чего нельзя сказать о русском
Православии.

Религия в современном мире уже давно не играет той роли, которую играла лет 200-300
назад. Уже давно забылись причины крестовых походов и многочисленных религиозных
войн. А сама христианская церковь сегодня проходит тяжелый процесс очищения от
амбиций и мирских (читай — политических) страстей. И, возможно, вскоре оставит себе
лишь одну сферу деятельности — духовную. А сегодня в означенном конфликте мало
религиозных и духовных противоречий. Там много политики. Заявления о «канонических
территориях» фактически посягают на права человека. Под лозунгом борьбы за чистоту
канонов и верность традициям ограничивается право человека выбирать ту или иную
конфессию или оставаться атеистом вообще.

Ну а главный вывод, который могла бы сделать из всего произошедшего Русская
Православная Церковь — это, пожалуй, необходимость трансформирования самой церкви и
необходимость подготовки молодых незаангажированных священников, способных работать
в условиях информационной революции.

Нельзя не пускать людей в храм, если они туда хотят войти, но нельзя и запрещать им
покинуть его, если они хотят выйти оттуда. Современная религия, во всяком случае
ориентированная на западный образ мышления, на Европу, должна уважать прежде всего
личностные свободы человека, его право на выбор. Ортодоксальность уже давно не
является признаком крепости и глубины веры. И визит Иоанна Павла II это
продемонстрировал.

В эти дни на нас смотрел весь мир. И об Украине вспомнили не только
как о государстве, славящемся коррупцией в высших эшелонах власти,
Чернобыльской катастрофой, командой «Динамо-Киев», убийствами
журналистов и репрессиями против оппозиции. Но Папа уехал,вскоре нахлынут старые
воспоминания, и все останется как есть. Жизнь продолжается.

додано: 02-07-2001 // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/994053503.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у розділі "Статті", можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) статті, на яку ви посилаєтся.

  ЦІКАВИНКИ :
Завантаження ...



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua