першановинистаттізахідцентрвостокпівденькримфорум пошукконтакти  

: А судьи–кто? с 29 июня — никто! "Бизнес"

додано: 02-07-2001 // // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/994093957.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Судебная власть теряет свои полномочия. Страна остаётся без правосудия


Что говорит Закон

Переходные положения Конституции

“Статья 9. Прокуратура продолжает выполнять... функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия — до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование.

Статья 12. Верховный суд Украины и Высший арбитражный суд Украины

выполняют свои полномочия по действующему законодательству Украины до формирования системы судов общей юрисдикции в Украине соответственно статье 125 этой Конституции, но не дольше пяти лет...

(Статья 125 Конституции. Система судов общей юрисдикции в Украине строится по территориальному принципу и специализации. Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Высший суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды. Согласно закону действуют апелляционные и местные суды. Создание чрезвычайных и специальных судов не допускается.)

Статья 13. В течение пяти лет после вступления в силу этой Конституции сохраняется действующий порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также порядок проведения осмотра и обыска жилища или другого владения лица”.

(Конституция была принята 28 июня 1996 года.)


Что произойдёт

28 июня, согласно Переходным положениям Конституции, истекает срок некоторых полномочий судов и прокуратуры. Если до этого времени судебная система не будет реформирована, страна останется без судей (номинально они будут, но не смогут ни на что влиять) и правосудия. Для начала нужно было принять необходимые законы.

И 21 июня парламент принял-таки пакет законопроектов, призванных поддержать жизнь в украинской судебной системе. Косметический ремонт получил громкое название “малой” судебной реформы. Судя по тому, что депутаты “рожали” ее почти пять лет, нормальной судебной реформы страна дождется не скоро.

Малая реформа

Менее чем за две недели депутаты рассмотрели несколько сотен (по другим данным, более тысячи) поправок и предложений. Спрашивается, чем занималась ВР и заинтересованные инстанции в течение пяти лет после принятия Конституции? Спешка при реформировании судебной системы еще не раз аукнется стране.

Малая реформа коснется всей судебной системы Украины и, судя по первым отзывам, внесет в нее еще большую неразбериху. Наряду с элементами хаоса, принятые изменения содержат и немало положительных норм. В частности, принятие решения о взятии человека под стражу отнесено к компетенции суда. Соответственно ограничены функции прокуратуры. В частности, после 28 июня прокурор не имеет права выдавать санкцию на арест.

Суд будет предоставлять согласие на проведение осмотра помещения, обыск или изъятие имущества. Без санкции судьи станет невозможным арест корреспонденции или ее изъятие, снятие информации с каналов связи (прослушивание). Все эти новинки призваны умерить волюнтаризм сотрудников правоохранительных органов. Получить санкцию судьи ретивым правоохранителям будет намного сложнее, чем подпись прокурора. Причина в том, что законодательные изменения предусматривают и усиление дисциплинарной ответственности судей.

В новом законодательстве по образцу развитых стран предусмотрен четкий порядок апелляционной и кассационной проверки судебных решений.

К апелляционным судам (способным пересмотреть дело и вынести по нему новое решение) отнесены Верховный суд Крыма, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, а также военные суды и суды Военно-морских сил. Апелляционным судам предоставляется право непосредственно исследовать доказательства путем проведения судебного следствия. То есть человек, несправедливо наказанный судом первой инстанции, теоретически получает право претендовать на всесторонний и объективный пересмотр решения. В то же время, областные суды и сейчас завалены ворохом апелляций и не успевают толком их рассматривать. Если же к их функциям добавится еще и следствие, судебная система попросту захлебнется. Выход один — наращивать количество квалифицированных судей и улучшать материальное обеспечение судов. Проект Бюджета на 2002 год ответит на вопрос, готова ли власть на реальную судебную реформу.Кассационным судом назначен Верховный суд Украины.

Арбитраж

Система арбитражных судов также будет выстроена по трехступенчатому принципу, да и само понятие арбитражного суда исчезнет: все суды будут, вероятно, унифицированы и называться судами общей юрисдикции, хотя и с разделением на гражданские, уголовные, хозяйственные и, возможно, административные. Первая ступень — суды первой инстанции: городские и областные. Они будут рассматривать суть дела и принимать решения.

Вторая ступень — апелляционные суды. Предусматривается создание 5-6 таких образований, каждое из которых будет обслуживать несколько областей. Создаваться апелляционные суды будут, по-видимому, в крупных научных центрах, имеющих собственные юридические школы (Харьков, Киев, Львов, Одесса). Только они смогут, пересмотрев решения городских и областных арбитражей, вынести другой вердикт. Поскольку суды эти пока только запроектированы, работать они начнут не скоро. В то же время, у областных судов уже не будет права рассматривать апелляционные жалобы. И на несколько месяцев (по самым оптимистичным подсчетам — до октября) пересмотр решений арбитражных судов будет заморожен. Этим могут с успехом воспользоваться расторопные предприниматели, стремящиеся затянуть вступление решения арбитражного суда в силу (до рассмотрения поданной апелляции оно в силу не вступит).

Кассационной инстанцией будет Высший арбитражный суд (возможно, с измененным названием — Высший хозяйственный суд).

Переход такой кастовой (в хорошем смысле) структуры, как арбитраж, на рельсы общей юрисдикции будет, вероятно, процессом болезненным. В частности, вполне возможны административные трения при включении системы хозяйственных судов в общую судебную структуру.

Административные суды

Несмотря на то, что в принятом пакете законопроектов предусматривается создание административных судов, каким образом будут рассматриваться административные дела пока неясно. Документы довольно обтекаемы и предусматривают как возможность создания автономной системы административных судов, по примеру хозяйственных, так и осуществление административного судопроизводства нынешней системой судов общей юрисдикции.

В любом случае необходимо поблагодарить депутатов за то, что они вообще вспомнили об административных судах, поскольку в первоначальном тексте законопроекта о них не было сказано ни слова. Впрочем, когда будут созданы административные суды пока неизвестно, поскольку нужно разработать и принять Закон “Об административном суде” и Административный процессуальный кодекс. В результате деятельность чиновников еще долгое время будет, по сути, вне контроля со стороны общества. Граждане, как и в Советском Союзе, смогут уповать, в большинстве случаев, только на вмешательство прокуратуры.

Временно решить эту проблему предложил народный депутат Леонид Косаковский, внесший на рассмотрение Верховной Рады законопроект “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс”. Автор предлагает предоставить возможность физическим и юридическим лицам оспорить не только деяния чиновников, но и принятые ими решения.

Этот законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении. Если вы заинтересованы в появлении легального механизма влияния на деятельность власти, позвоните своему депутату.

К чему бы это

Большинство опрошенных специалистов затрудняются дать точную оценку законодательным нововведениям и спрогнозировать их последствия. Судьи в регионах пока хотели бы только ознакомиться с депутатскими законотворческими изысками и определить свое место в грядущей системе судоустройства. Прогнозы они выдают самые разные — от “нормализации” судебной системы до полного паралича судопроизводства. У этих предсказаний есть веские основания.

Во-первых, действующая система судопроизводства с 28 июня как бы нелегитимна. А для создания новой необходимы, помимо времени, дополнительные нормативные акты, указы Президента. Кроме того, судьи должны назначаться парламентом. А парламент уходит на каникулы, и едва ли депутаты отменят их из-за какого-то судоустройства. Разве что временно делегируют право утверждать судей Президенту...

Во-вторых, как и всякая другая реформа, судебная — удовольствие дорогостоящее, а скромные деньги, предусмотренные на нее в бюджете, давно потрачены. Где искать новые — неизвестно.

Как уже говорилось выше, новый порядок едва ли начнет действовать раньше сентября-октября, и до этого времени система апелляций окажется замороженной. А может быть, и не только она.

Стране потребуется значительное количество новых судей. Пока новые люди будут входить в курс дела, появятся пострадавшие...

Словом, проблем у судебной реформы хватает. Целостной картины пореформенного судопроизводства пока никто не видит. Да и удивительно было бы, если бы двухнедельные законодательные метания депутатов дали ясное представление о будущем судопроизводстве.

Один умудренный опытом судья арбитражного суда по поводу происходящего заявил: “Без куска хлеба не останемся”. Надеюсь, что и мы с вами тоже.

Блиц-интервью с судьей ВАСУ

Валентина ПАЛИЙ, начальник отдела судебно-правовой реформы Высшего арбитражного суда Украины

БИЗНЕС: Как будут работать арбитражные суды после 28 июня?

Валентина ПАЛИЙ: Система арбитражных судов, которые переименованы в хозяйственные, будет состоять из трех уровней: местные суды (сейчас суды первой инстанции), региональные апелляционные суды и Высший хозяйственный суд. Местные суды будут рассматривать дела по существу, апелляционные суды — только в порядке апелляции. Высший хозяйственный суд будет кассационной инстанцией.

В Хозяйственно-процессуальный кодекс введен новый раздел, который предусматривает повторную кассацию решения Высшего хозяйственного суда Верховным судом. Это одно из требований Конституции Украины.

Решения высшего специализированного суда будут подлежать повторному кассационному пересмотру в трех случаях: когда решение Высшего суда будет противоречить Конституции, решениям по аналогичным правовым ситуациям других высших судов или самого Верховного суда, а также когда подано прошение о пересмотре решения национального суда международным судом.

Согласно новому законодательству, апелляционную жалобу на решение хозяйственных судов необходимо подать в течение 10 дней. На рассмотрение апелляционной жалобы отводится два месяца. Если в течение 10 дней апелляционная жалоба не будет предоставлена, значит, решение суда вступает в силу.

Кассацию можно будет подать в течение месяца. Кассационная инстанция имеет право рассматривать жалобу в течение трех месяцев.

БИЗНЕС: Хозяйственные суды уже создаются?

Валентина ПАЛИЙ: С организацией апелляционных судов возникают некоторые проблемы. Ранее система арбитражных судов была двухзвеньевой. Первым звеном были областные суды, вторым — Высший арбитражный суд Украины. Среднего звена не было. Сейчас речь идет о создании шести хозяйственных межобластных судов.

Апелляционные суды должны быть созданы Указом Президента по представлению председателя Высшего хозяйственного суда.

Согласно переходным положениями закона о хозяйственных судах, председатель Высшего хозяйственного суда имеет право назначать председателей судов временно исполняющими обязанности для того, чтобы начать создавать апелляционные суды.

БИЗНЕС: Без соответствующего Указа Президента апелляционные суды не будут созданы?

Валентина ПАЛИЙ: Да это так. Но это не означает, что судебная система будет бездействовать. Будут работать суды первой инстанции. Действительно, какое-то время дела будут накапливаться, но это вынужденная ситуация, которая носит организационно-правовой характер. В течение двух-трех месяцев эти вопросы будут решены.

Основная проблема — это избрание судей в апелляционные суды. Это должна сделать Верховная Рада, а депутаты вскоре уйдут на каникулы. Значит судьи будут назначены не ранее сентября. Но возможен еще один вариант: Президент может перевести в апелляционные суды действующих судей.

Кроме того, для нормальной работы апелляционных инстанций необходимо время, чтобы создать соответствующую материально-техническую базу и штатное расписание.

БИЗНЕС: Если апелляционные суды работать не будут, как можно будет обжаловать решение суда?

Валентина ПАЛИЙ: Очевидно, будет просто продлен срок для апелляционного обжалования. Какое-то время дела будут накапливаться. Это не столь драматично, так как, учитывая чрезмерную нагрузку судов, дела накапливались и при старой системе. К тому же, у нас сезонная работа. Летом дела “зависают” по объективным причинам — все уходят в отпуск. К этому надо относиться с пониманием и не драматизировать ситуацию. Будем считать, что апелляционная система у нас отдыхает.



Точка зрения регионального судьи

Раиса КУЛИШ, заместитель председателя Днепропетровского областного арбитражного суда:

— Мы еще ничего не знаем о том, как будут работать суды после 28 июня. Принятые депутатами изменения должны быть опубликованы, и только после этого можно делать какие-то выводы. А сейчас я очень хочу посмотреть хотя бы на “сырые” законопроекты.

Точка зрения судьи ВАСУ

Вячеслав ДЖУНЬ, судья Высшего арбитражного суда Украины

БИЗНЕС: К чему приведут принятые депутатами изменения в судебное законодательство?

Вячеслав ДЖУНЬ: Городские и областные суды будут судами исключительно первой инстанции. Второй ступенью станут апелляционные суды. И, наконец, третья инстанция, кассационная — Высший арбитражный суд. У нас многие не понимают различия между апелляцией и кассацией. Апелляция это, по сути, “перерешение” — новое рассмотрение дела, новое исследование фактических обстоятельств и их квалификация. А при кассации исключительно идет проверка правильности квалификации.

БИЗНЕС: Как скоро будут созданы новые апелляционные суды?

Вячеслав ДЖУНЬ: Это сложный вопрос. Я не исключаю, что будет своеобразная “мертвая зона” между принятием закона и созданием этих судов. Не думаю, что эта задержка окажется очень длительной, многое будет зависеть от материальных условий. В принципе, создать суды можно за полтора-два месяца; другое дело, как они будут укомплектованы.

БИЗНЕС: Не пострадает ли независимость апелляционных судов от того, что частично они будут финансироваться из местных бюджетов?

Вячеслав ДЖУНЬ: Финансирование из местных бюджетов — это всегда зависимость, не надо себя обманывать. В тех делах, где одной из сторон являются органы местного самоуправления, возникнут некоторые проблемы.

БИЗНЕС: Как решится проблема апелляций в те два-три месяца, за которые будут создаваться апелляционные суды?

Вячеслав ДЖУНЬ: Это серьезная проблема. Не исключено, что апелляции на какой-то срок просто “зависнут”.



Блиц-интервью с юристом

Сергей КИВАЛОВ, глава Высшего совета юстиции Украины

БИЗНЕС: Как вы оцениваете то, что Закон “О судоустройстве” еще не принят в целом?

Сергей КИВАЛОВ: Парламент внес изменения в 10 законов, в том числе о судоустройстве, прокуратуре, арбитражном суде, а также в три кодекса.

А то, что Закон “О судоустройстве” не приняли в целом, а только внесли в него изменения, не беда. Практика показывает, что подобная поспешность негативно сказывается в последствии. Теперь мы, не спеша, доработаем законопроект “О судоустройстве”, сделаем хороший закон, который будет действовать на протяжении десятилетий

.БИЗНЕС: Как будут работать суды после 28 июня?

Сергей КИВАЛОВ: Будет меняться структура судебной власти в стране. Предусмотрены четыре ступени судов — местные, апелляционные, высшие специализированные суды (арбитражный суд станет хозяйственным, появится также Высший административный суд) и Верховный суд Украины.

Изменился и порядок назначения судей. До сих пор председатели судов, их заместители назначались Указом Президента. Теперь арбитражные и апелляционные суды сами будут избирать себе председателя. Председателей районных судов будет утверждать Минюст по рекомендациям Совета судей.

БИЗНЕС: Вы считаете, что это позитивно скажется на деятельности судов?

Сергей КИВАЛОВ:На этом этапе нужно было найти компромисс, и он был найден. Кроме того, с 29 июня изменится порядок выдачи санкций на обыск и арест. Вводится такой институт судебной власти, как апелляционный суд.

БИЗНЕС: Вначале нужно найти помещения, оборудовать их...

Сергей КИВАЛОВ: Апелляционные суды будут действовать на базе нынешних областных судов. Это произойдет, как только Президент подпишет Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон “О судоустройстве”.

БИЗНЕС: Какой будет процедура выдачи санкций на обыск и арест?

Сергей КИВАЛОВ: Следователь должен будет обратиться через прокурора к судье. И только судья, изучив все предоставленные ему материалы, а в отдельных случаях и объяснения лица, которого собираются привлечь, будет принимать это решение. Я подчеркиваю, что судья будет рассматривать дела единолично, но с обязательным участием прокурора.

БИЗНЕС: Передаст ли прокуратура свои функции по надзору за исполнением законов и предварительному следствию?

Сергей КИВАЛОВ: Я хочу напомнить, что не все Переходные положения Конституции заканчивают свое действие 28 июня этого года. Например, если для модернизации судебной системы был установлен срок в пять лет, то прокуратура будет выполнять функции надзора и предварительного следствия до тех пор, пока не будут выполнены три условия. Во-первых, должны быть введены в действие законы, регулирующие деятельность контрольных государственных органов. Во-вторых, должна быть сформирована система досудебного следствия. В-третьих, необходимо принять законы, которые будут регулировать эту систему.



Андрей Волченко Игорь Лавриненко Руслан Ильичев

додано: 02-07-2001 // URL: http://maidan.org.ua/static/mai/994093957.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у розділі "Статті", можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) статті, на яку ви посилаєтся.

  ЦІКАВИНКИ :
Завантаження ...



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua