першановинистаттізахідцентрвостокпівденькримфорум пошукконтакти  

Обзор международного авиасалона Авіасвіт XXI

13-06-2006 16:36 // URL: http://maidan.org.ua/static/narnews/1150205799.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Особенности национального авиационного мероприятия - о хорошем и не очень.

На днях состоялся пятый международный авиакосмический салон "Авиавсвит XXI". Волею случая Вашому покорному слуге посчастливилось раздобыть бедж дарующий доступ на закрытую часть мероприятия обещавшую порадовать расширенной программой. Посетить указанный салон обещался аж сам Президент, так что была надежда, что зрителей поразят действительно чем-то из ряда вон выходящим. Посему, зарядив до отказа батарею в фотоаппарате и удостоверившись в наличии на оном места для будущих снимков поклонник отечественного авиапрома трясется на заднем сидении раздолбанного пригородного автобуса по направлению Гостомеля зажатый между бабкой с корзинами, переполненными всяческой огородной всячиной, и знававшей лучшие времена пыльной занавеской безуспешно пытающейся скрыть степень немытости окна упомянутого автобуса. Так что утро началось с контрастов - бедственное положение дорог и автотранспорта с одной стороны, а с другой - Украина как космическая держава с могучим авиастроительным потенциалом. Необычность момента подчеркивалась весьма интересной особенностью ландшафта - на всем пути из Киева в Гостомель где, как известно, находится аэродром АНТК имени Антонова - "Киев-Антонов". А особенность это была следующая... Стоило у дороги по которой трясся наш горе-автобус появиться развилке или тропинке, как на ней обязательно оказывался милиционер. Причем как бы не старался автор найти хоть одно ответвление свободное от защитников правопорядка ему это не удалось, из чего напрашивался вывод - Ющенко таки приедет. Правда чем бы помог одинокий борец с преступностью в чистом поле от возможного посягательства на честь или, упаси боже, достоинство гаранта Конституции понять сложно. Тем временем, пребывая в твердой уверенности в своей незаменимости и в космическую эру, автобус неторопливо докатился до вожделенной остановки от которой уже было рукой подать до аэропорта. Вверив звездам свою судьбу Я не нашел ничего лучшего кроме как последовать в том же направлении в котором шествовали немногочисленные группки людей откровенно городской наружности, что оказалось правильным - невдалеке показался контрольно-пропускной пункт "Киев-Антонов". Вытряхнув из карманов все металлическое автор с первой попытки успешно преодолел металлоискатель, фейс-контроль и процедуру проверки документов. Суровый охранник убедился в наличии в чехле именно фотоаппарата и, подобрев, махнул рукой по направлению к летному полю. Аншлага - скажем прямо не наблюдалось, но ведь мероприятие-то закрытое, можно сказать для сливок общества. Проникшись осознанием своей принадлежности к украинской элите Я сбавил шаг дабы прибавить себе солидности. По дороге сновали туда-сюда дорогие иномарки, а около автостоянки красовался самый что ни на есть настоящий Майбах! Не выдержав пронзительного взгляда охранника мне пришлось нечеловеческим усилием воли перебороть свое желание сфотографировать сие чудо заморского автостроения и прошествовать далее о чем до сих пор сожалею.

Обойдя огромнейшую коробку непонятного здания Я подошел к входу на поле возле которого запаниковавший было милиционер попросил меня прикрепить бедж на видное место. Не вдаваясь в напрашивающиеся детали это было сделано и вот - наконец-то - долгожданный салон!

В глазах зарябило от самолетиков, дельтапланов, авиеток и стендов. Пришлось постараться взять себя в руки и принять решение начать осмотр экспозиции с выставочного павильона, расположившегося в той самой необъятной коробке вдоль которой так долго пришлось идти на пути сюда, последняя, кстати, оказалась ангаром. Опасливо покосившись на распевающийся казацкий хор Я быстренько нырнул в павильон. Что Вам сказать, людей было откровенно негусто. И хотя качество оформления стендов было весьма недурственным кипучей деловой активности потенциальных клиентов и партнеров возле них не наблюдалось. Мысленно посетовав на подобное отсутствие интереса к отечественным авиапроизводителям мое внимание привлекли выставочные экспонаты. И смех и грех - рядом с ракетными головками наведения соседствовали оверлоки, с замками пилонов газовые счетчики и водомеры, а на стенде одного известного киевского завода среди прочей техники красовалась кухонная плита! Вот она - обратная сторона конверсии. И поверьте, вдруг стало горько и обидно за то что наши предприятия вынуждены заниматься подобной ерундой и позориться на выставках с этим убожеством. В попытках отвлечься от грустных мыслей было поглощено два пирожка с капустой, а также воровато покручена турбина полуприкрытого брезентом реактивного двигателя затерявшегося в недрах ангара. Полюбовавшись как всегда зрелищно подготовленной экспозицией "Мотор-Сич" пришло время самого вкусненького - собственно авиатехники.

Скажу честно, на мой непросвещенный взгляд, если просто выставить технику в поле, то салоном оно не станет. И пусть этой самой авиатехники на пути к зоне полетов хватало, но практически полное отсутствие информации о ней делало осмотр как минимум малоинформативным. Чего стоило разместить возле каждого самолета стенд с историей его создания, тактико-техническими характеристиками, изображением в разрезе хотя бы? И качество экспозиции сразу бы резко подскочило и интерес публики подогревался! Эх, внимание к деталям... Но ладно - пришли то Мы не за этим - обещали полеты Мрии и АН-70 (последний, как раз, больше всего и хотелось увидеть). Вблизи взлетно-посадочной полосы (длина которой составляет аж три с половиной километра) АНТК Антонова разместило свою продукцию. Тут уже озаботились созданием информационных стендов, ограничившись, правда, лишь перечислением характеристик. За пределами выставочной площадки виднелись АН-124 (Руслан, к сожалению не участвовавший в полетах), АН-70, парочка АН-148, спарка СУ-27 и махина АН-225 (Мрия) с работающими моторами. Причем экипаж временами поддавал газу, создавая у посетителей иллюзию того, что сейчас что-то начнется и, тем самым, держа их в напряжении. Кстати, ВПП от различного рода зевак и ротозеев была ограждена вполне недетским (в смысле в человеческий рост) забором из колючей проволоки через которую был пропущен электрический ток. То есть - чем Вас самолет раздавит уж лучше мы Вас здесь поджарим - такая вот забота о посетителях (или самолетах?).

По не совсем понятным причинам среди АНов затесались несколько истребителей, штурмовик и бомбардировщик - то есть тематически экспозиция получилась не совсем структурированной, но и на том спасибо - не каждый день ведь увидишь в одном месте СУ-27, СУ-33, Су-25 и СУ-24. Два самолета - Ил-76 и АН-22 даже были открыты для посещения. Хорошо, но вот, опять-таки, с информационным обеспечением не сложилось. Только в ИЛ-76, принадлежащем антоновской UCA (украинские грузовые авиалинии) была сделана слабенькая попытка создать именно ЭКСПОЗИЦИЮ. В грузовом отсеке самолета был размещен видеопроектор показывающий на экране информацию о компании. Уже неплохо, но зачем останавливаться посередине пути? Как всегда, наибольшей популярностью пользовалось посещение кабины пилотов - несмотря на небольшое количество посетителей в закрытый для простых смертных день очередь желающих посетить святая святых воздушного корабля была такой, что автор, не желая пропустить воздушную часть мероприятия, так в ней и не побывал. И не зря, ибо выяснилось, что авиашоу будет происходить вовсе не там, где располагалась экспозиция. Это, кстати, еще один минус организации салона - ни карты, ни расписания где бы то ни было увидеть не удалось. В сердцах поругивая организаторов и держа фотоаппарат наготове автор потрусил в сторону видневшихся флагов неньки Украины и не ошибся - именно там и располагалась VIP трибуна - соответственно там же был и лучший обзор. Однако время тянулось, ничего не происходило, что дало возможность оценить подготовку организаторов к массовому наплыву посетителей в последующие два дня открытые для граждан не способных похвастаться принадлежностью к элитарным слоям общества. Два десятка палаток со стандартным набором состоящим из выпечки, прохладительных напитков, разливного пива, разнообразных чипсов, сухариков и прочих сопутствующих закусонов. Интриги добавляли одинокая шашлычница и ларек с курами гриль. Разумеется все посадочные места перед оными ларьками были заняты активно отдыхающей публикой. Видимо ввиду особенности происходящего и наличия модных беджиков публика эта вела себя прилично, посуду не била, драки не затевала и матом не говорила. Следует еще раз отметить, что данный выставочный день (пятница, кстати) был закрытым для общего посещения - то есть, если даже сегодня все посадочные места заняты, то что можно говорить о последующих выходных, на которых массово повалят зеваки? Налицо недостаток обслуживания - мне даже не захотелось задумываться о том какие очереди будут завтра стоять на этом самом месте за бутылочкой минералки. К сожалению такое состояние дел уже прочно вошло в привычку - будь то день Киева, фестиваль "Чайка" или празднование годовщины дружбы столицы Украины с Урюпинском (Бобруйском?). Перед всей этой мощной логистикой гордо возвышалась машина с установленными на крыше репродукторами, что давало надежду на комментирование происходящего - так над полем не звучала даже музыка.

Именно эта машина, а точнее сидевший в ней комментатор чуть было не стали причиной преждевременной кончины автора сего произведения - услышав как комментатор приветствует присутствующих автор сообразил что начинается летная программа и ломанулся через поле поближе к ВПП доставая по пути фотоаппарат. Расстегивая на ходу чехол лишь волею случая по курсу был замечен открытый канализационный колодец посреди чистого поля, приветливо приоткрывший свой зев. Крышки поблизости не наблюдалось...

Наконец-то осознав зачем на пути к ВПП были дислоцированы скорая помощь (с очччень симпатичной женщиной в белом халате), пожарная машина и милицейский газик, а также оставив колодец поджидать другую жертву Ваш покорный слуга занял позицию с боку толпы, но находясь при этом в выгодной близости к месту где должны были разворачиваться события. А события того стоили!

Ах да, дабы, наконец-то, покончить с дегтем, стоит отметить, что комментатор начал свое повествование на русском языке. Ничего страшного, однако как только появился кортеж Президента (который, кстати, ехал в автобусе на переднем сиденье облокотившись о поручень, а не в одном из двух одно-номерных мерседесов оставшихся в наследство от Кучмы и уныло катившихся за ним, резко перешел на украинский. Смех да и только. При этом в процессе комментирования он несколько раз таки сбивался на русский - еще один сторонник русского как регионального? Но, хихоньки-хахоньки, а шоу, как известно, must go on. И оно пошло. И, поверьте, дай бог чтобы ТАКОЕ шоу продолжалось!!!

После стандартных реверансов Украине, партии и правительству, а также пролета перед VIP трибуной игрушечного самолетика с немаленьким государственным флагом комментатор дает отмашку и в небо, один за одним, взмывают два АН-148, АН-70 (кстати, а почему у него нет имени?) и Мрия. Уже один только шум работающих двигателей, а также зрелище уходящих в небо обтекаемых силуэтов делало происходящее несколько сюрреалистичным. До этого момента в мою честь летали лишь бумажные самолетики, а тут... Пока самолеты набирали высоту с неба неожиданно посыпались парашютисты, изукрасив небо разноцветными брызгами куполов. Некоторые из них резко пикировали, выравниваясь лишь перед самой землей, а некоторые демонстрировали чудеса меткости приземляясь в небольшой нарисованный на земле круг, лопая при этом ногой воздушный шарик. Без официоза опять таки не обошлось - в небе надолго завис парашютист с флагом Украины - дождавшись приземления своих товарищей, он бабахнул салютом и освободил место для приближающихся антошек Они, в это время, сделали круг над полем, выстроились в ромб и мерно прошли над ВПП.

АН-148ые казались совсем крошечными на фоне замыкавшей фигуру Мрии, а АН-70 сильно смахивал на вагончик с крыльями. Летели слаженно и уверенно, да так, что над полем было слышно лишь звук работающих двигателей - все внимание посетителей было приковано к происходящему. Завершив свой заход, фигура слаженно разошлась.

Приветствуя собравшихся над полем низко прошел АН-70 помахивая крыльями - весьма забавное зрелище! Тем временем один АН-148 зарулил на посадку.

Тут не обошлось без казусов. Пока внимание публики было приковано к разворачивающемуся в небе спектаклю, упомянутый АН-148 вознамерился воспользоваться рулежной дорожкой на которой эта самая публика располагалась. Поэтому представьте наше удивление, когда вдоль толпы в панике промчался человек, размахивающий руками и призывающий освободить дорожку для самолета. Отвлекшись от созерцания снующей по горизонту, но не кажущейся от этого меньше Мрии, наш авиалюбитель узрел спокойно катящийся на него аэроплан, явно не намеревающийся останавливаться. Хорошо народу было немного, посему благодаря инстинкту самосохранения и разрозненным усилиям жиденькой охраны Президента, рулежка таки была освобождена и через десяток секунд, гарцевато развернувшись, крылатый красавец занял свое место. Такой вот экстрим по украински!

В машину тут же вошли две смазливые стюардессы, потом туда же направлялись и экипажи участвовавших в шоу самолетов, что позволяет предположить, что самолет предназначался для посещения Президентом. Отдельного внимания, кстати заслуживают мощнейшие ограждения, которые не давали возбужденным зрителям бросаться под заходящие на посадку самолеты или бежать целоваться с защитником маленьких украинцев...

Что Я там говорил про сюрреализм?

Однако в небе продолжалось действо, Ан-70 зашел на посадку, и прокатившись мимо трибуны замер неподалеку (он, к счастью, воспользовался другой рулежкой).

В небе, тем временем красовалась Мрия.

У вас никогда не было такого ощущения, что то что происходит невозможно, а оно все равно происходит? Именно такие чувства довелось испытать рассказчику. Когда видишь в небе этого колосса невозмутимо отрицающего силу тяжести, с какой элегантной легкостью он закладывает виражи, как деловито летает из одного конца ВПП в другой становится немного не по себе. Как ЭТО может летать? Казалось небо темнело, когда огромная, шестидвигательная махина словно дразнясь легко проходила над полем.

Просто мурашки по коже! Поверьте - передать словами это невозможно - нужно просто увидеть.

Вдоволь накрасовавшись АН-225 грациозно сел и пристроился в хвосте АН-70.

Воспользовавшись передышкой автор огляделся вокруг... На поле царило полное счастье - блестящие глаза, разинутые рты, улыбки, невнятное бормотание, размахивающая руками детвора. Чумазый кинооператор радостно вопящий что у АН-70 самые красивые в мире пропеллеры (поверьте - это еще то зрелище). Улыбающийся номенклатурщик в дорогом костюме машущий рукой катящейся мимо Мрии. Охранник Президента фотографирующий застывший в воздухе АН-148 на мобильный телефон. Пилоты с довольной улыбкой поглядывающие на благодарных зрителей.

Такую атмосферу добра и сплоченности мне довелось ощутить лишь, разве что, во время Оранжевой революции. От чего это слезятся глаза - наверное от солнца.

Тем временем на взлет идет двухместный вариант истребителя СУ-27.

Ударив по барабанный перепонкам низкочастотным гулом форсированного двигателя он отрывается от земли и свечкой, под углом в 90 градусов уходит в небо. Развернувшись полубочкой, он устремляется к земле и, словно рисуя положенную на бок восьмерку, снова растворяется в солнечных лучах.

И тут толпу порвало. Комментатора уже не слышно, да его и никто не слушает, все внимание приковано к творящей чудеса точке в небе. А там и виражи, и бочки, и иммельманы, и симулированный заход на посадку с выпущенными шасси, и колокол, и проход над ВПП с выдвинутым воздушным щитком на сверхмалой скорости... Финалом стал красочный отстрел инфракрасных ловушек.

И все это - не переводя дыхания, не взирая на боль в глазах от наконец-то показавшегося солнца, на толкучку, на оставшиеся где-то там, далеко за спиной проблемы. Честно - таких впечатлений надо еще поискать! Толпа синхронно выдохнула и осталась топтаться на месте не осознав что шоу закончилось, очевидно не зная что делать, не в силах переварить, осмыслить увиденное, но понимая, что сегодня жизнь изменилась - еще бы, ведь все мы стали чуточку ближе к небу!

Кинув прощальный взгляд на молодцевато выстроившиеся в линию самолеты, автору вдруг стало немыслимо жаль тех людей, который придут сюда завтра, которые томятся сейчас в душных офисах, пыльных городах и переполненных троллейбусах и не почувствуют той радости и гордости за свою нацию, не увидят апофеоз ее научно-технического потенциала, ее творений. Эх, не хотелось опять о плохом, но уж видно никуда не денешься от дегтя. Почему нельзя было провести эту демонстрацию в субботу или воскресенье, когда обычный украинец может прийти, с семьей, с детьми и насладиться теми незабываемыми моментами которые пришлись на долю Вашего рассказчика? Зачем было закрывать доступ на расширенную программу? Ведь людей на поле было человек 300, от силы 400. Да, топливо стоит денег, так перенесли бы на субботу, неужели Президент бы не приехал? Ведь именно такие вещи заставляют человека почувствовать себя частью чего-то большего, не считать себя пропащим, существом второго сорта. Ведь если мы говорим о становлении нации для этого нужно что-то делать, нация это не только владельцы беджиков! Прискорбно наблюдать, как любое общественное мероприятие превращается в праздник для избранных, для своих, для строго ограниченного круга людей, в то время как людям сделавшим этот праздник возможным остается лишь довольствоваться крохами с барского стола. Хочется чтобы самолеты Антонова летали, хочется, чтобы не исчезли наши славные традиции авиастроения, но больше всего хочется, чтобы хоть иногда вспоминали и о нас - простых гражданах независимой и соборной, суверенной и любимой, но иногда такой чужой, Украины.

От модератора Майдан-Информа: Полная версия статьи размещена здесь: http://people.overclockers.ru/gloomdemon/record16

13-06-2006 16:36 // URL: http://maidan.org.ua/static/narnews/1150205799.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у новинах, можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) новини, на яку ви посилаєтся.




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua