першановинистаттізахідцентрвостокпівденькримфорум пошукконтакти  

БУДУЩЕЕ ИМИДЖА: УКРАИНА. КРЫМ. ЯЛТА.

28-01-2008 21:50 // URL: http://maidan.org.ua/static/narnews/1201549820.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Имидж (от англ. image: образ, изображение) – искусственный образ, формируемый в сознании рядового обывателя средствами массовой информации, коммуникации и психологического воздействия.
Имидж создается пропагандой, рекламой с целью внедрения в сознание определенного отношения к объекту. Он может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые…
Есть на эту тему – об имидже – злая шутка, состоящая в том, чтобы вспомнить слова из некогда широко известного шлягера: «… и не накрашенная ты страшная, и накрашенная…»
А вообще – серьезная это штука, имидж. Недаром журналисты говорят: ваше событие пройдет так, как мы о нем напишем…

Денис Богуш, Представитель Международной ассоциации по связям с общественностью в Украине, президент Центра изучения манипулятивных технологий.
– Каково будущее имиджа Украины? Как будут воспринимать Украину через 10–15 лет?
– В современном мире основными ценностями государств являются информация и виртуальные факторы – например, «имиджи» и «бренды», качество которых влияет на котировки на биржах, цены, решения правительств, распределение ресурсов и т.д.
Каждое государство в мире в наше время имеет свой имидж и является в каком-то смысле «брендом». При этом имидж Главы государства, Премьер–министра является для этого государства субъектом его информационной безопасности.

Как известно, лидерство в любой важной области, даже победа в конкурсах и спортивных соревнованиях, может быть элементом формирования положительного имиджа страны, и, соответственно, стихийные бедствия, нестабильность – вызывают, как правило, обратную реакцию у мировой общественности.
Сейчас практически 200 стран соревнуются друг с другом в мировой конкурентной среде. Одно государство – самое сильное, в другом – самое большое количество населения, еще в одном – большие запасы полезных ископаемых, следующее – председательствует в Организации объединенных наций или в Евросоюзе, еще одно – прославляется лучшим чаем или кофе, самыми надежными автомобилями или компьютерами, а также готовиться к полету на Марс.
Вместе с этим государства обычно поддерживают прорывные идеи своих соотечественников на международном уровне.
Существует определенная разница между тем, что делают в Украине в этой области, и как выстраивается восприятие нашей страны вовне.
Например: элементами имиджа нашей страны безусловно являются Чернобыль, «Помаранчевая» революция 2004 года, имена Андрей Шевченко (отнюдь заметьте не Тарас), братья Кличко, Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Руслана (Руслана Лыжичко), Верка Сердючка, и в то же время – коррупция, проблемы со странами–соседями (Россия, Польша, Румыния).
Положительные элементы имиджа возможно использовать в жесткой мировой конкуренции. Ярким примером было решение относительно ЕВРО–2012, благодаря умелой кампании Федерации футбола Украины, Андрея Шевченко, братьев Кличко и Виктора Ющенко.

На чем основывается имидж Украины
Для объективной оценки Украины, как субъекта, необходимо провести ряд системных исследований. Например, одним из шагов может быть так называемый SWOT–анализ Украины, т.е. анализ ее сильных и слабых сторон.
Сильные стороны Украины:
- выгодное территориальное расположение;
- высокий транспортный потенциал;
- древняя история и культура;
- высокий уровень образования;
- космические и ракетные технологии;
- 30% мировых запасов черноземов;
- этнически и культурно однородное население.
Слабые стороны Украины:
- нестабильность и непредсказуемость в политике и экономике;
- отсутствие четкой стратегии развития страны;
- энергетическая зависимость от России;
- невысокие темпы развития экономики;
- социальная незащищенность населения;
- юридическая несостоятельность населения;
- коррупция во всех органах власти;
- значительный износ инфраструктуры;
- незащищенность инвесторов и их вложений.
Возможности Украины:
- большие аграрные возможности;
- региональное лидерство;
- культурная столица;
- производство и продажа военной техники;
- курорт Крым;
- участие в мировых проектах по освоению космоса;
- равноправный член европейского сообщества;
- ЕВРО–2012;
- «инвестиционный оазис».
Угрозы для Украины:
- нет гарантий территориальной целостности – не проведена делимитация и демаркация границ с Россией, Белоруссией, Молдовой;
- провоцирование сепаратистских настроений в Крыму;
- военная база русского морского флота до 2017 года в Севастополе;
- высокая смертность населения – демографическая катастрофа;
- эпидемии туберкулеза, быстрое распространение ВИЧ;
- плохое состояние военных складов, а также техногенные катастрофы;
- значительная энергоемкость основных отраслей промышленности – энергетическая зависимость от России;
- слабая защищенность транспортных магистралей, трубопроводов от террористических атак;
- отсутствие собственного цикла обогащения урана для АЭС – зависимость от России;
- угрожающая изношенность инфраструктуры и коммуникаций – высокая вероятность катастроф техногенного характера.

Факторы имиджа Украины
Условно источники влияния и формирования имиджа можно разделить на внешние и внутренние. У первым безусловно можно отнести внешнюю политику Украины, ее национальные интересы и приоритеты, членство в международных организациях, развитие отношений со стратегическими партнерами, инвестиционный климат и т.п.
Ко второй категории факторов относятся благосостояние населения, соблюдение конституционных прав и свобод каждого гражданина, уровень коррупции, организованной и неорганизованной преступности, глубина теневого сектора экономики, состояние социальной защищенности населения и т.д.
Также немаловажными являются психологические аспекты восприятия имиджа Украины, такие как: гордость за страну, желание в ней жить, работать, ощущение способности защитить свое благополучие и комфорт, ассоциация своего будущего с будущим страны. Это внешне проявляется как заинтересованность страной, желание приехать в нее, организовать в ней бизнес, вложить в нее различные имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы, уверенность в своем комфорте и безопасности в Украине.
Сейчас украинские политики слишком внимательно сосредоточились в основном на борьбе друг с другом и, в угоду своим амбициям и сиюминутным выгодам, стараются разделить Украину на Восток и Запад, исходя из результатов парламентских выборов. Однако, такой искусственный раздел мало касается реальной жизни населения регионов, продолжающего жить и работать, не оглядываясь на политику. Тем не менее – тезис о «расколотой Украине» успел облететь все мировые средства массовой информации.
Следует отметить, что в различных странах мира так много, как в Украине, внимания политике не уделяют.
Например, основываясь на исследованиях компании TMA Communications, проведенных для МИД Украины, фокус наших новостей вовне распределяется следующим образом: 44% – о политике, 19% – о бизнесе, однако, новости о политике преимущественно отрицательные.
Но одним из самых важных обстоятельств, которое следовало бы учесть при рассмотрении вопроса об имидже Украины, является то, что источники новостей об Украине в основном неукраинские (!).
Сам собой напрашивается вывод: Украина должна проводить системную, активную и даже агрессивную информационную политику, постоянно пропагандируя свои позитивные достижения и возможности, поддерживать украинские информационные центры в разных странах, продвигать украинские СМИ в различных информационных сетях в мире, всячески стимулируя рост их рейтингов и авторитета, а также проводить телерадиовещание на разных языках, тем самым интегрируясь в мировое информационное сообщество.
Естественно является необходимым комплекс мер по информационной безопасности государства, особенно, учитывая вызовы ближайшего будущего. Например, конкурс на проведение чемпионата Европы по футболу «ЕВРО–2012», который Украина и Польша выиграли в сложной борьбе – сейчас это событие мало кому интересно как в Украине, так и за рубежом, однако пройдет пару лет, и промахи Украины в подготовке к главному событию европейской футбольной общественности станут чуть ли не заглавными новостями мировых спортивных СМИ.
Информационная война по этому поводу уже начинается…
Хотя, следует иметь в виду, что этот фронт далеко не единственный, и теперь, после такого перегруженного анализом материала, предлагаем Вашему вниманию письмо, пришедшее автору публикации недавно из Ялты, что называется «в тему».
Наконец, хоть кто-то проанализировал сюжеты только одного из российских телеканалов о Крыме, и пусть только заголовки.
Забегая вперед, можно сказать, что с манипуляциями нашим сознанием такого характера мы встречаемся ежедневно. И что тут поделаешь? Впрочем, может быть у кого–нибудь из читателей возникнут идеи? С радостью ими поделимся в будущем…


ЧТО-ТО ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ НЕ БЫЛО КАТАСТРОФ…
Письмо читателя: что о Крыме говорят на российском телевидении и почему?

Вот и лето прошло… Слова этой песни как нельзя лучше подходят под описание деятельности весьма известного в Крыму собственного корреспондента телеканала НТВ Анны Конюковой. Интересно, чем бы занималась эта с позволения сказать журналистка, если бы не было столь колоритной и в то же время «опасной», с ее точки зрения, территории как Крым?
И, что немаловажно, кипучая деятельность госпожи Конюковой активизируется ежегодно, где-то в конце марта – была бы она мужчиной, многое можно было бы как-нибудь объяснить – и затухает в конце сентября, когда последняя туристическая волна покидает гостеприимный Крым, а птицы готовятся готовятся к путешествию в теплые края для зимовки.
Впрочем последние интересуют корреспондента НТВ в меньшей мере, разве что они больны какой-нибудь заразой, в связи с чем в Крыму прогнозируется очередная эпидемия. А если и нет, то ее, пожалуй, стоит и придумать.
Если взяться проанализировать тематику репортажей этой журналистки, для рядового российского обывателя складывается достаточно неприглядная картина полуострова с бесконечными чрезвычайными происшествиями (наводнениями, пожарами, эпидемиями, взрывами и т.п.)
Вот например, как Вам такие вот заголовки: «Крымчане живут на пороховой бочке» – 3 марта 2007 года, «Лечебная грязь превратилась в ядовитую» – 12 марта 2007 года, «В Крыму разразилась катастрофа» (название навевает ужас, однако требует пояснений, ибо речь идет о порывах ветра, которыми было поломано несколько веток) – 24 марта 2007 года.
Приближается лето и драматизм в сообщениях госпожи Конюковой значительно возрастает: «Крым может остаться без туристов» – 8 мая 2007 года, «В Крыму разгорелся историко–политический скандал» 19 мая 2007 года, «Оползень нанес сокрушительный удар»…
Здесь я даже процитирую: «… В Крыму оползень угрожает системе теплоснабжения полуострова. Под Севастополем уже нарушена работа энергоцентрали. К настоящему времени начались перебои с подачей газа и горячей воды…» И по законам жанра – самое страшное для туристов в конце: «… А в ближайшее время может быть прервано и железнодорожное сообщение» – 2 июня 2007 года.
К счастью, журналистка уважаемого телеканала не обладает, подобно Нострадамусу, даром предвидения и ее предсказания на 98% остаются лишь сотрясанием воздуха: «Лето принесло в Крым беду», «Урожай в Крыму пропал безвозвратно» – 7 июня 2007 года, «Дикие» пляжи опасны для жизни» – 23 июня 2007 года, «Отдыхающих унесло в море на надувных матрасах» – 29 июня 2007 года.
Мрачная картина солнечного крымского лета… Эти репортажи были вытянуты из Интернета при беглом поиске. На моей памяти в этом (2007 – прим. ред.) году наберется еще с десяток подобных опусов, показанных по НТВ. Просто сказать, что это делается для отвлечения туристических потоков от Крыма, – значит не сказать ничего.
Попробуем разобраться, что, где, когда и зачем, а может быть и почему?
На мой взгляд, Анна Конюкова является лишь исполнителем, безусловно, по–своему в чем–то талантливым и, я абсолютно уверен, весьма не плохо оплачиваемым (например, злые языки утверждают, что только оплата обучения сына журналистки обходится телеканалу НТВ в круглую сумму около 7 тысяч долларов в год), но всего лишь исполнителем.
Кто заинтересован в ежегодном срыве курортного сезона в Крыму? – Безусловно, туристические компании, специализирующиеся на организации отдыха на курортах Российской федерации, Турции, Египта и т.д.
Не смотря на все минусы, которые приписывают крымским здравницам (низкий уровень сервиса, высокие цены и т.д.), Крым по своим рекреационным возможностям в несколько раз превосходит курорты России, и даже некоторых других стран. А ведь, сложившийся в советские времена стереотип: «Крым – всесоюзная здравница», – твердо засел в сознании населения бывшего СССР. Не исключено, что поэтому и вынуждены заинтересованные «товарищи» прибегать к помощи «черного пиара» против Крыма.
Конечно, по логике следует, что те же цели вполне могут преследовать турецкие, кипрские, тунисские и даже болгарские туристические фирмы, однако предположение, что информационная служба телеканала НТВ берет от них деньги для такой сознательной дискредитации крымских здравниц не выдерживает критики. Смею предположить, что это очень многим не по силам – вы видели рекламные расценки на НТВ с многими нулями? Впечатляет!
На серьезные сомнения по этому поводу также наводит обстоятельство, что этот ведущий, когда-то оппозиционный российский телеканал давно «прибран к рукам» Администрацией Президента России Владимира Путина, не глядя на мнимую юридическую и хозяйственную самостоятельность.
Само собой напрашивается предположение о том, что стратегическим планом экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетных направлений деятельности государства является вытеснение стран–конкурентов на пост–советском пространстве с рынка во всех отраслях производственной и экономической деятельности, в том числе в области туризма.
Всем известно, что одной из составляющих успешного продвижения собственного товара на рынке является дискредитация конкурента и его продукции. Возможно, тут как раз и пригодился «прирученный» телеканал и его несменный собкор в Крыму Анна Конюкова.
Но, может туризм тут и не причем, а России выгодно создать негативное мнение общественности об Украине, в состав которой уже несколько десятилетий входит Автономная республика Крым, с ее уникальной природой, рекреационными зонами и культурой? Но это, боюсь, уже мало кому интересные дебри геополитики, в которые не хотелось бы углубляться.
Вывод, который напрашивается в данной ситуации, можно сделать таковым, что действия госпожи Конюковой, вопреки нормам журналистской этики, очень похожи на вредительство (помните, было в советские времена такое словечко?), сознательно направленное на нанесение вреда имиджу Крыма, да и Украины в целом. И в этой связи, хотелось бы призвать тех, кому это положено по должности, заняться этим вопросом, а всех остальных – попросту бойкотировать информацию собкора НТВ, чтобы не давать почву для очередных инсинуаций.
Кстати, спасибо Интернету, интересно было узнать, что в 2007 году Анне Конюковой присвоено награду – российский орден «За заслуги перед отечеством».
Как говорят в таких случаях на Западе: без комментариев…

Сергей Быстряков, г.Ялта

28-01-2008 21:50 // URL: http://maidan.org.ua/static/narnews/1201549820.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у новинах, можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) новини, на яку ви посилаєтся.




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua