першановинистаттізахідцентрвостокпівденькримфорум пошукконтакти  

Украинские сироты - заложники предвыборной кампании и коррупции

13-04-2009 23:43 // URL: http://maidan.org.ua/static/narnews/1239655427.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

В украинских СМИ довольно скупо, в качестве незначительной новости, было сообщено о том, что 1 апреля нынешнего года при голосовании Верховной радой Украины законопроекта №0112 «О присоединении Украины к Конвенции о защите детей и сотрудничестве в вопросах межгосударственного усыновления» «за» проголосовало 34 депутата при необходимых 226.
От чего же в очередной (в четвертый!) раз отказалась Украина? Гаагской конвенцией о защите детей определяются требования для усыновления между странами, присоединившимися к конвенции, в частности установлено, что иностранное усыновление может быть осуществлено только с разрешения ответственных учреждений и органов власти, с согласия ребенка и при учете его пожеланий. Также конвенцией определяются процедурные требования к иностранному усыновлению. Конвенцией установлено, что присоединившаяся страна определяет центральный орган, отвечающий за выполнение конвенции, который взаимодействует с соответствующими органами в других странах конвенции в защите детей, обмене информацией, содействии усыновлению. При этом необходимо отметить, что по условиям конвенции приоритетным остается национальное усыновление детей, а никак не иностранное. Последнее возможно лишь тогда, когда исчерпаны все возможности найти для ребенка приемных родителей в своей стране.
Впрочем, не будем углубляться в тонкости Гаагской конвенции. Разве что упомянем о том довольно странном факте, что на очередное голосование она была вынесена без внесения многочисленных поправок и дополнений, предлагавшихся нардепами из профильных комитетов ВР, создается полное впечатление, что конвенцию «вбросили» в сессионный зал с твердым намерением именно провалить голосование по ней – что и было достигнуто… Однако нас во всей этой ситуации гораздо больше интересуют те моменты, которые пока что остаются «за кадром» и, тем не менее, скорее всего имеют решающее значение в той многоходовой комбинации, где отклонение парламентом Гаагской конвенции стало лишь прологом.

Речь в данном случае о двух законопроектах, внесенных на рассмотрение Верховной рады Украины народными депутатами от БЮТ и «Народной Самообороны» - Евгением Сусловым и Екатериной Лукьяновой - «Проект постановления овведении моратория на межгосударственное усыновление детей из Украины» и «О внесении изменений и дополнений к ст. 212 Семейного кодекса Украины (о введении моратория на усыновление иностранцами детей из украины)». Не вдаваясь, опять-таки, в подробности, постараемся пояснить суть предлагаемых новаций. А заключается она в том, что в Украине сперва будет введен некий непонятный «мораторий» на иностранное усыновление, а затем оно станет возможно лишь для граждан тех стран, с которыми Украина заключит соответствующее «двустороннее соглашение». Вроде бы – ничего страшного, на первый взгляд, все вполне понятно и обосновано. Но именно, что «на первый взгляд»…
Поскольку уже со взгляда, так сказать, второго, начинает возникать прямо-таки масса вопросов. Прежде всего – а что это за соглашение, как оно должно выглядеть, на каком уроне и кем конкретно заключаться, что должно быть в нем оговорено? И так далее, и так далее… Дело в том, что соглашения между двумя странами – это ведь не договор о поставке ста мешков картошки между какими-то ЧП и ООО! Подобного рода вещи достаточно четко регламентируются международным правом, и все, что в рамки этого права не вписывается, в мировом сообществе имеет юридическую силу, равноценную ценности надписи на заборе. Об этом авторы «законодательных инициатив» задумывались?
Как нам удалось узнать, никто даже и не собирался озаботиться не то, что разработкой проекта предлагаемого соглашения, но даже и не поднял вопроса: «А кто, собственно, должен таковым заниматься, а, равно, и подписывать-утверждать такие соглашения – Министерство иностранных дел, Министерство семьи и молодежи? Или кто-то еще?» То есть – никаких соглашений, которые должны определить судьбу десятков тысяч украинских сирот, в природе нет, и, более того – не предвидится.
Есть и еще один, крайне существенный момент. Во всем цивилизованном мире вопросы иностранного усыновления регулируются как раз той самой Гаагской конвенцией, которую Украина в очередной раз отвергла. Впрочем, вот уж сколько лет страна обходилась без нее… Но предложенные законодательные новации – это уже попытка Украины создать какое-то свое собственное, отличное от международного законодательство по данному вопросу. Ввести некие «сугубо украинские» правила игры для иностранных усыновителей, на принятие которых вряд ли пойдут другие страны. В особенно – страны-участники Гаагской конвенции, которых с каждым годом становится все больше. Для них на Украине и ее сиротах свет клином не сошелся. А для нас?
Все дело в том, что осуществлять подобные демарши и ставить свои, отличные от международных, условия усыновления, было бы разумно и логично для той страны, в которой бы сверхблагополучно обстояли дела с усыновлением национальным. То есть – той, где усыновление национальное стабильно, ощутимо и несомненно превалирует над иностранным В Украине же это, увы, далеко не так. По данным, приводившимся в 2008 году министром по делам семьи, молодежи и спорта Юрием Павленко, в 2007 году, к примеру, было усыновлено 1784 ребенка нашими соотечественниками, а иностранцами - 1670 детей. В 2008 году тенденция несколько изменилась, но не настолько, чтобы говорить о коренном переломе. Согласно данным, приведенным уже Президентом Украины – Виктором Ющенко во время его участия во Всеукраинском форуме усыновителей, в 2008 году в Донецкой области иностранными гражданами усыновлено 335 детей, гражданами Украины - 204; в Запорожской области иностранцы усыновили 132 ребенка, граждане Украины - 106; в Николаевской области иностранцы - 41 ребенка, граждане Украины - 34; в Сумской области иностранцы - 32 ребенка, граждане Украины - 16; в Черкасской области иностранцы - 72 ребенка, граждане Украины - 40, в Черниговской области иностранцы - 59 детей, граждане Украины - 28…
И, наконец, что самое главное – именно иностранцы, как правило, усыновляют тех украинских сирот, у которых на родине, увы, практически нет шансов на нормальную жизнь. Это – малыши с детским церебральным параличем, синдромом Дауна, прочими серьезнейшими психическими и физическими недостатками. Лечение и реабилитация их в Украине либо просто не возможна, либо стоит таких денег, которые абсолютно подавляющее большинство наших сограждан просто не имеет. Как бы горько и страшно это не звучало для всех нас, но увозя таких малышей из Украины, иностранцы их просто спасают. И лишение иностранцев возможности усыновлять украинских сирот совершенно однозначно означает лишение определенной доли этих сирот последнего, единственного шанса на спасение.
Понимают ли это народные депутаты - авторы законопроектов? Вряд ли… Для них сейчас важно другое – предвыборная президентская (а, скорее всего – и парламентская!) кампания, фактически, стартовала. И пиар на детях и якобы патриотическом подходе к проблеме усыновления – это серьезный козырь в таковой. Главное – прокричать на всю Украину: «Украинские дети должны оставаться на украинской земле!» А когда выяснится, что для определенных категорий сирот это будет означать, да простится мне необходимый в данном случае цинизм, не «на земле», а «в земле» - тогда всю ответственность, как это уже не раз бывало, можно будет свалить на тех же «регионалов», которых сейчас втягивают в этот более, чем сомнительный «законотворческий процесс». По крайней мере – за отказ от Гаагской конвенции представители этой оппозиционной партии голосовали так же, как и представители коалиции, похоже, совершенно не разобравшись в сущности происходящего.

Кстати, есть во всей этой ситуации помимо чисто политического еще один аспект, напрямую касающийся именно представителей власти нынешней. Конкретно – чиновников из Государственного департамента по усыновлению и защите ребенка. Вот уж кому будет выгодна ситуации с совершенно непонятно кем и как осуществляемой регламентацией иностранного усыновления – так это им. Давно известно, что старательно декларируемое чиновниками этого органа желание работать с иностранцами-усыновителями «напрямую» вызвано уж точно не стремлением максимально облегчить процедуру усыновления для этих самых иностранцев, а скорее совершенно иными мотивами. О коррупции и наглом вымогательстве с иностранцев украинскими чиновниками массово осуществляющемся в процессе усыновления украинских сирот написано и сказано уже столько, что вряд ли есть смысл повторяться. Уточним лишь, что в случае принятия предлагаемых выше законопроектов, коррупционные возможности этих самых чиновников возрастут стократно.

Вот так и получается – все и каждый стремятся учесть и соблюсти свои интересы: политические, шкурные и иные. И только об интересах детей, итак лишенных в этой жизни практически всего – дома, родительского тепла и ласки, здоровья, не собирается думать никто.

13-04-2009 23:43 // URL: http://maidan.org.ua/static/narnews/1239655427.html
Версія до друку // Редагувати // Стерти

Увага!!! Сайт "Майдан" надає всім, хто згадується у новинах, можливість розмістити свій коментар чи спростування, за умови належного підтвердження особи. Будь ласка, пишіть нам на news@maidanua.org і вказуйте гіперлінк (URL) новини, на яку ви посилаєтся.




Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2017. Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua